Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень» (подготовительный возраст)

Наталья Мельникова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень» (подготовительный возраст)

Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Осень» за счет формирования «семантического поля», развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения.

Обучающие задачи:

• Закрепить знания детей об осени, отметить характерные особенности этого времени года.

• Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).

• Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).

Развивающие задачи:

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитательные:

• Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Коррекционные задачи:

Развивать общую моторику, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание.

Оборудование: картинки с приметами осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Ребята, мы сегодня с вами поговорим о времени года, но о каком времени года, я хочу, чтобы вы догадались сами. Отгадайте пожалуйста загадку.

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

(«осень»)

-да, вы догадались правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Значит слово «осень» будет сегодня ключевым.

Упражнение на развитие длительного плавного выдоха «Осенние листочки»:

Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья закружатся в воздухе. Давайте и мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Осенью идут дожди. Дождик капает: кап – кап – кап.

Давайте повторим (отбиваем ритм пальчиками):

//-//-// - // - // - //

//-// - // - / /- //

//-//-// - // - // - // - //

// - // - // - // и т. д.

2. Подбор родственных слов к слову ОСЕНЬ.

-Какой день? - осенний.

- Как светит солнышко? - по-осеннему.

-Скажите, о ком или о чем можно сказать ОСЕННИЙ?

(ДЕНЬ, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ВЕЧЕР, МЕСЯЦ, БАЛ)

- О чем или о ком можно сказать ОСЕННЯЯ?

(ПОРА, ПОГОДА, ТРАВА, НОЧЬ, ЛИСТВА, ДОРОГА….)

-О ком или о чем можно сказать ОСЕННЕЕ?

(ВРЕМЯ, НЕБО, ПОЛЕ, ДЕРЕВО, НАСТРОЕНИЕ, ТЕПЛО, УТРО….)

- О ком или о чем можно сказать ОСЕННИЕ?

(ДНИ, ТУЧИ, ПРИМЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ВЕЧЕРА, МЕСЯЦЫ, ЛИСТЬЯ….)

Подбор действий к слову «осень»:

- Осень что делает?

(ПРИХОДИТ, НАЧИНАЕТСЯ, ИДЕТ, НАСТУПАЕТ, ШАГАЕТ….)

Подбор признаков к слову «осень»:

-Осень какая?

(ЗОЛОТАЯ, КРАСИВАЯ, НАРЯДНАЯ, РАННЯЯ, ПОЗДНЯЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЕПЛАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ТИХАЯ….)

3. Характеристика осени.

-Давайте назовем приметы осени.

Солнце что делает?

(СВЕТИТ, ГРЕЕТ,ВОСХОДИТ, ЗАХОДИТ).

Осенью солнце какое?

(ТУСКЛОЕ, ХОЛОДНОЕ, ГРУСТНОЕ).

Осенью небо какое?

(СЕРОЕ, СКУЧНОЕ, ПАСМУРНОЕ, ТЕМНОЕ, НИЗКОЕ)

Осенью идет дождь.

Дождь что делает?

(ИДЕТ, ЛЬЕТ, МОРОСИТ, КАПАЕТ).

Дождь какой?

(МЕЛКИЙ, ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ).

Осенью дует сильный ветер.

Ветер что делает?

(ЗАВЫВАЕТ, ДУЕТ, ПРОНИЗЫВАЕТ, СДУВАЕТ).

Ветер какой?

(ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ, СЛАБЫЙ, СЕВЕРНЫЙ….).

Осенью опадают листья с деревьев.

Листья что делают?

(ПАДАЮТ, ОПАДАЮТ, ЛЕТЯТ, ОСЫПАЮТСЯ, ШУРШАТ….).

Листья какие?

(ЗОЛОТЫЕ, ЯРКИЕ, КРАСИВЫЕ, ЖЕЛТЫЕ,БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ,РАЗНОЦВЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, СУХИЕ).

Осенью деревья стоят голые.

Деревья что делают?

(СТОЯТ, СКУЧАЮТ,ГОТОВЯТСЯ КО СНУ).

Деревья какие?

(ГОЛЫЕ,

Осенью птицы улетают в теплые края.

Птицы что делают?

(УЛЕТАЮТ, ГРУСТЯТ, СИДЯТ, ЧИРИКАЮТ, ПОКИДАЮТ, СОБИРАЮТСЯ В СТАИ….).

Птицы какие?

(ПЕРЕЛЕТНЫЕ).

-Вот какое объемное слово «Осень» у нас получилось, оно состоит из множества частей, т. е. примет. Если мы говорим о солнце, что оно холодное, грустное, значит, и про осень мы можем сказать (какая она)

- Холодная, грустная, печальная, серая….

4. Физкультминутка.

Капля раз,

(прыжок на носочках, руки в стороны)

Капля два,

(еще один прыжок)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли

(развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли.

(сомкнуть руки над головой полукругом)

5. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью….

Летом небо светлое, а осенью….

Летом день длинный, а осенью….

Летом тучи ходят высоко, а осенью…

Летом люди растят урожай, а осенью….

Летом деревья стоят одетые, а осенью…

6. Игра «Скажи иначе»:

(подбор синонимов)

Осенью небо серое - темное, хмурое, пасмурное…

Осенью деревья нагие – голые, обнаженные….

Осенью цветы высохли – завяли…

Осенью птицы улетают караванами – стаями, косяком, клином…

Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания…

Осенью путь на юг долгий – длинный, длительный, продолжительный….

7. Упражнение «Найди ошибки»:

(чего не бывает осенью):

Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Осенью набухают почки, распускаются листья.

Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.

Осенью дикие животные не делают запасы на зиму.

8. Упражнение «Правильно - неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь.

(пошел дождь, потому что я взял зонт).

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.

(наступила осень, потому что птицы улетели на юг).

9. Составление рассказа (предложений) об осени по картинкам.

1О. Итог занятия.

Публикации по теме:

Логопедическая НОД в средней группе. «Поздняя осень» Тема: Поздняя осень Цель: Коррекционно – образовательные: Формирование представлений о поздней осени, осенних месяцев, ознакомление с существенными.

Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень» (подготовительный возраст)
Опубликовано: 5 октября 2013 в 15:08
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...
Разноцветные снежинки. Фотоотчет.
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу предоставить вашему вниманию наши разноцветные снежинки. В нашем саду продолжается подготовка к конкурсу « Парад...
«В гости к нам пришел Петрушка». Петрушка (оригами). Фотоотчет.
Чем ближе Новый год, тем сильнее ностальгия по нему. Потому что в Новый год « Все детство свое вспоминают, счастливые светлые дни… » В новогоднюю ночь...
Театр в детском саду
ДЕТСКИЙ ТЕАТР Любимый наш театр Со сценою-малышкой, Он сказку открывает И дружит с детской книжкой. Весёлые артисты – Совсем не велики, И в возрасте...
Новогодняя открытка в технике «бумагопластика»
Конспект занятия в старшей группе Аппликация «Новогодняя открытка в технике бумагопластика » Суть техники «бумагопластика» в том , что создается элемент...