Конспект занятия по развитию речи. «Составления рассказа на тему скороговорок».

Гнеушева Татьяна
Конспект занятия по развитию речи. «Составления рассказа на тему скороговорок».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

П/с: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; учить строить фразы с образными характеристиками через составление загадки о предмете (жука); закрепить представление о многозначности слова; ввести в активный словарь понятие «лиственница».

Оборудование: игрушки зайка, жук, волк; атрибуты для ИГРЫ Волк и зайцы картинка с изображением хвойного леса.

Ход занятия.

Игровая мотивация: На столе у воспитателя под салфеткой спрятаны игрушки (зайчик, жук, волк).

Игра «Живые звуки»: воспитатель вызывает троих детей, каждому говорит, каким он будет звуком, выстраивает детей по порядку. Воспитатель по очереди кладет ладонь на голову каждому ребенку-звуку. Почувствовав ладонь воспитателя, ребенок-звук произносит свой звук. Первое слово: ЖУК.

После того как дети отгадают это слово, воспитатель показывает игрушку жука, читает скороговорку:

Жук в коробочке лежит,

Он от холода дрожит.

Воспитатель задает вопросы:

- Как жук попал в коробку? Кто его туда положил?

- Каким был жук? Чем привлек внимание?

- Что потом произошло с жуком? И т. д.

Воспитатель обобщает ответы детей, обращает внимание на то, что они все вместе с помощью вопросов придумали рассказ о жуке. Предлагает придумать название рассказа. Дети пересказывают рассказ.

Составление загадки о жуке

Воспитатель вывешивает табличку с изображением модели составления загадки.

Какой? Что бывает таким?

Далее воспитатель задает детям вопросы и ответы вносит в левую часть таблицы:

- какой жук по цвету?- черный;

- какой жук по действиям? жужжащий;

- какой он по форме? — круглый.

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняют правую часть таблицы:

Какой? Что бывает таким?

Чёрный Туча

Жужжащий Пчела

круглый Пуговица

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). Пр: черный - туча, но не простая, а грозовая туча.

Какой? Что бывает таким?

Чёрный. Грозовая туча.

Жужжащий Сердитая пчела.

Круглый Большая пуговица.

Далее воспитатель читает загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка может звучать так: «Черный, как грозовая туча, жужжащий, как сердитая пчела; круглый, но не большая пуговица».

Проводится игра «Живые звуки» (слово зайка).

Воспитатель показывает игрушку зайку и читает чистоговорку:

На замок закрыли зайку,

Он сидит и ждет хозяйку.

Воспитатель задает вопросы:

- Кто может быть хозяйкой у зайки?

- Что вы можете сказать о зайке, какой он? (Игрушечный).

- Где сидит зайка и ждет хозяйку? (В сундуке с игрушками, в шкафу для игрушек и т. д.)

- Составьте рассказ о зайке и его хозяйке.

Игра «Живые звуки» со словом Волк. Педагог достает волка и читает:

Волк на лужайку — задрожали зайки.

П/И «Волк и зайцы»: дети изображают зайцев, прыгают на лужайке. Воспитатель - волк появляется, дети-зайцы «прячутся» от волка — приседают на корточки и замирают.

После игры воспитатель задает вопросы:

- Где веселились зайки? Что они делали?

- Как вы думаете, почему у них было хорошее настроение?

- Кто неожиданно появился на полянке?

- Что сделали зайцы?

-Чем закончилась эта встреча?

Предложить детям вспомнить ответы и самим придумать рассказ. Если дети

затрудняются, воспитатель дает образец.

Игра «Про ежей, про елки».

Дети рассматривают картинку, на которой изображен лес из елей, сосен и лиственниц. На сосне сидит белка, под елкой еж.

- назовите деревья и животных, в которых спряталось слово «игла». (Ель, сосна,

лиственница, еж).

- назовите другие предметы, которые называются словом «игла»

- что можно делать швейной иглой? Для чего нужны иглы ежу? А ели, сосне и

лиственнице?

- слово «игла» одно, а как много предметов мы подобрали к этому слову. Все предметы

разные, но у них есть одно свойство — они колются.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Перспективное планирование в образовательной области «Коммуникации: художественная литература» Коммуникации/художественная литература. Сентябрь. Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09 «Надо ли учиться.

Презентация «Автоматизация «Л» в словах, предложениях» .

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. «Составления рассказа на тему скороговорок».
Опубликовано: 18 ноября 2012 в 12:53
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...