Конспект занятия по развитию речи. «Составления рассказа на тему скороговорок».

Гнеушева Татьяна
Конспект занятия по развитию речи. «Составления рассказа на тему скороговорок».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

П/с: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; учить строить фразы с образными характеристиками через составление загадки о предмете (жука); закрепить представление о многозначности слова; ввести в активный словарь понятие «лиственница».

Оборудование: игрушки зайка, жук, волк; атрибуты для ИГРЫ Волк и зайцы картинка с изображением хвойного леса.

Ход занятия.

Игровая мотивация: На столе у воспитателя под салфеткой спрятаны игрушки (зайчик, жук, волк).

Игра «Живые звуки»: воспитатель вызывает троих детей, каждому говорит, каким он будет звуком, выстраивает детей по порядку. Воспитатель по очереди кладет ладонь на голову каждому ребенку-звуку. Почувствовав ладонь воспитателя, ребенок-звук произносит свой звук. Первое слово: ЖУК.

После того как дети отгадают это слово, воспитатель показывает игрушку жука, читает скороговорку:

Жук в коробочке лежит,

Он от холода дрожит.

Воспитатель задает вопросы:

- Как жук попал в коробку? Кто его туда положил?

- Каким был жук? Чем привлек внимание?

- Что потом произошло с жуком? И т. д.

Воспитатель обобщает ответы детей, обращает внимание на то, что они все вместе с помощью вопросов придумали рассказ о жуке. Предлагает придумать название рассказа. Дети пересказывают рассказ.

Составление загадки о жуке

Воспитатель вывешивает табличку с изображением модели составления загадки.

Какой? Что бывает таким?

Далее воспитатель задает детям вопросы и ответы вносит в левую часть таблицы:

- какой жук по цвету?- черный;

- какой жук по действиям? жужжащий;

- какой он по форме? — круглый.

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняют правую часть таблицы:

Какой? Что бывает таким?

Чёрный Туча

Жужжащий Пчела

круглый Пуговица

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). Пр: черный - туча, но не простая, а грозовая туча.

Какой? Что бывает таким?

Чёрный. Грозовая туча.

Жужжащий Сердитая пчела.

Круглый Большая пуговица.

Далее воспитатель читает загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка может звучать так: «Черный, как грозовая туча, жужжащий, как сердитая пчела; круглый, но не большая пуговица».

Проводится игра «Живые звуки» (слово зайка).

Воспитатель показывает игрушку зайку и читает чистоговорку:

На замок закрыли зайку,

Он сидит и ждет хозяйку.

Воспитатель задает вопросы:

- Кто может быть хозяйкой у зайки?

- Что вы можете сказать о зайке, какой он? (Игрушечный).

- Где сидит зайка и ждет хозяйку? (В сундуке с игрушками, в шкафу для игрушек и т. д.)

- Составьте рассказ о зайке и его хозяйке.

Игра «Живые звуки» со словом Волк. Педагог достает волка и читает:

Волк на лужайку — задрожали зайки.

П/И «Волк и зайцы»: дети изображают зайцев, прыгают на лужайке. Воспитатель - волк появляется, дети-зайцы «прячутся» от волка — приседают на корточки и замирают.

После игры воспитатель задает вопросы:

- Где веселились зайки? Что они делали?

- Как вы думаете, почему у них было хорошее настроение?

- Кто неожиданно появился на полянке?

- Что сделали зайцы?

-Чем закончилась эта встреча?

Предложить детям вспомнить ответы и самим придумать рассказ. Если дети

затрудняются, воспитатель дает образец.

Игра «Про ежей, про елки».

Дети рассматривают картинку, на которой изображен лес из елей, сосен и лиственниц. На сосне сидит белка, под елкой еж.

- назовите деревья и животных, в которых спряталось слово «игла». (Ель, сосна,

лиственница, еж).

- назовите другие предметы, которые называются словом «игла»

- что можно делать швейной иглой? Для чего нужны иглы ежу? А ели, сосне и

лиственнице?

- слово «игла» одно, а как много предметов мы подобрали к этому слову. Все предметы

разные, но у них есть одно свойство — они колются.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Перспективное планирование в образовательной области «Коммуникации: художественная литература» Коммуникации/художественная литература. Сентябрь. Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09 «Надо ли учиться.

Презентация «Автоматизация «Л» в словах, предложениях» .

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. «Составления рассказа на тему скороговорок».
Опубликовано: 18 ноября 2012 в 12:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....