Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Наталья Безродная
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: "Составление описательного рассказа по репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

Программное содержание:

- Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи.

- Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.

- Упражнять детей в управлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.

- Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.

- Формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнивать метафоры.

- Воспитывать самостоятельность, активность, эмпатию; умение видеть красоту родной природы.

Методические приемы:

- художественное слово;

- напоминание;

- вопросы;

-ответы;

- беседа по картине;

- помощь в составлении рассказа

- образец педагога;

- поощрение;

- физминутки;

- дидактические игры.

Словарная работа:

а) обогащение: грачи, гнезда, окраина села, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый;

б) активизация: слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, тает, скрылось и т. п.: слова - огтеделения: радостные, шумливые, старая корявая береза, ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке.

Материал:

репродукция картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

Предварительная работа:

рассматривание весенних пейзажей; наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, чтение рассказа В. Бианки "Лесные домишки", рассматривание репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели", беседа с детьми по репродукции.

Индивидуальная работа:

с Лизой П., Юлей К., Димой Л. - объяснить смысл новых слов, добиваться четкого произношения;

с Аней Л., Полиной В., Надей Е., Артемом Г. - добиваться от детей полного предложения.

Подготовка педагога:

подбор художественного слова, работа с картиной, чтение методической литературы.

Ход занятия.

В.: Ребята, давайте встанем, поднимем руки к солнышку. Оно ласковое, свое тепло оно дарит нам. Примите это тепло, а теперь возьмитесь за руки и передайте полученное тепло от солнца друг другу. Молодцы. А теперь присаживайтесь на стульчики. Послушайте загадку:

Тает снежок,

ожил лужок

день прибывает,

когда это бывает?

Правильно, это происходит весной. А скажите мне пожалуйста, какая бывает весна (теплая и холодная, веселая, солнечная, ласковая, мокрая, журчащая, шумная и т. д.) хорошо, молодцы, назовите мне приметы весны (солнце греет теплее, бегут ручьи, сосульки капают с крыш, появились проталины, снег стал рыхлым, тает и т. д.).

Хорошо, молодцы. А сейчас мы поиграем в такую игру. Я начну предложение, а вы должны будете продолжить. Когда будете отвечать, обязательно надо произнести начало.

1) Я люблю весну за то, что

2) Весна - красивое время года, так как.

3) На деревьях появляются почки, потому что.

4) Я не пойду гулять, потому что.

В.: Молодцы, посмотрите какие красивые предложения вы придумали. А сейчас я вам назову русскую народную пословицу, а вы попробуйте мне объяснить, как понять - "Вода с гор потекла, весну принесла". Почему так люди говорят? (Весной солнце светит ярче, теплее, снег тает, и превращается в ручьи. Они бегут вниз). Хорошо, молодцы.

Ребята, давайте немножко отдохнем и представим, что мы с Вами синие лужицы весны.

Провожу физминутку:

Голубые, синие

Небо и ручьи (руки через стороны вверх).

В синих лужах плещутся Стайкой воробьи (приседания).

На снегу прозрачные

Льдинки - кружева (прыжки на месте).

Первые проталинки,

Первая трава (хлопки в ладоши).

В.: Немножко отдохнули. Присели. Давайте ещё раз назовем приметы весны, (ответы детей). Вы всё правильно назвали; тает снег, появляются проталины, просыпается природа, солнце греет теплее, возвращаются из далеких стран первые весенние вестники - грачи.

В.: Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К.

Саврасов в своей картине "Грачи прилетели".

В.: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда).

В.: Расскажите мне о грачах, что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда; они веселые, радостные, смешные. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.) у В.: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь тихо, спокойно. Это окраина села, видно несколько домиков и белокаменную церковь. Вдалеке виден лес.)

В.: Какие деревья выбрали птицы? (Грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены).

В.: Ребята, посмотрите внимательно, есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивается сквозь облака, облака немножко - желтоватого цвета. На снегу видны тени от берез. Солнце, то выглянет, то спрячется за прозрачные облака).

В.: Какие облака изобразил художник? (Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, немножко хмурые).

В.: А что можно о небе сказать? (Покрыто голубовато-серыми облаками. Оно низкое, грустное, холодное).

В.: Хорошо, молодцы. Расскажите, какой снег? (Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, печальный, теплый, подтаивший).

В.: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.)

В.: Вам понравилась картина?

В.: Ребята, мы с вами рассмотрели картину, а сейчас попробуем составить рассказ. Сначала я расскажу вам, а потом вы. "Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами скромный сельский пейзаж. Это окраина села: видно несколько деревенских домов и белокаменную церковь. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Грачи направляют, ремонтируют гнезда. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве, птицы радостные и веселые. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".

В.: Понравился мой рассказ? (Да).

В.: Давайте сейчас встанем и отдохнем и расскажем о березке.

Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод (ходьба по кругу).

Звенит сережками так нежно

И птичек в гости всех зовет (ритмично потряхиваем кистями,

делаем взмахи руками).

Раскроет свои руки - ветви, (руки вверх, пальцы раскрыть) Опустит ветки (пальцы вниз, руки вниз опускают)

Подставить солнышку листочки, .

Чтоб лучик на ветвях повис, (руки перед со^Ьй, ладони раскрыть,

опустить кисти вниз).

В.: Молодцы, немножко отдохнули, а теперь продолжаем. Кто хочет рассказать свой рассказ? (Рассказы детей).

В.: Очень хорошо. Молодцы. Красивые получились у Вас рассказы. А давайте сейчас поиграем в игру "Скажи ласково".

В.: Я скажу солнце, а вы солнышко; дерево - ветка - лист -. , ручей -. , цветок - птица - туча - лужа -.

Молодцы. Справились. Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы занимались. Какие красивые, чудесные составляли предложения. Какие красочные рассказы у вас получились. Ну, а сейчас представьте, что вы птицы, вернулись домой из дальних стран,

Ну-ка, птички полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Домой полетели.

Спасибо всем за работу. Вы были молодцы.

Публикации по теме:

Дидактические игры с цветом.Дидактические игры с цветом. Предлагаю вашему вниманию две дидактические игры,которые изготовлены из цветной бумаги и картона. Использую их для занятий со старшими дошкольниками.

Конспект занятия по рисованию «Грачи прилетели» в средней группе Конспект занятия по ИЗО /Средняя группа/ Тема: «Грачи прилетели» Цель: -учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать ее.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 22 февраля 2013 в 16:00
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...