МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» по составлению описательных рассказов по мнемотаблицам

БОРЧАНИНОВА ГАЛИНА
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» по составлению описательных рассказов по мнемотаблицам

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Времена года»

(составление описательных рассказов по мнемотаблицам)

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Времена года“ по составлению описательных рассказов по мнемотаблицам» размещена в разделах

Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.

Задачи:

Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.

Развивающие : развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.

Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

Демонстрационный материал: письмо от Незнайки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, игрушка солнышко.

Раздаточный материал: снежинки на ниточке, картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).

Ход занятия:

(Дети стоят рядом с воспитателем).

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

– Ребята к нам в детский сад прислали вот этот конверт.

– Как вы думаете, что это? (Письмо). Это письмо прислал нам Незнайка. Он пишет, что совсем запутался и не может вспомнить, в какое время года отмечают праздник золотой осени, новый год, путается во временах года и просит вас объяснить ему, что такое весна, лето, осень и зима. Незнайка хочет с вами дружить и просит познакомить его со временами года.

– Ну что, ребята, расскажем Незнайке о временах года, чем они отличаются друг от друга? (Да).

– А все, что мы будем рассказывать, запишем на камеру и отправим Незнайке видеописьмо. Согласны? (Да).

– Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит (один год).

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла. (весна)

– Давайте Незнайку познакомим с весной, когда вся природа просыпается. А что бы Незнайка все запомнил и ничего не забыл, научим его рассказывать по специальной таблице.

• Буква «В»- обозначает, что настала весна.

• Солнце – пригревает сильней и становится тепло.

• Буква «У»– на улице тает снег и бегут ручьи.

• Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.

• Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.

(Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну).

Игра «Солнышко»

– А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Незнайке про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.

– Солнце желтое, как (одуванчик, лимон)

– Солнце круглое, как (мячик, шарик)

– Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

– Солнце теплое, как (печка, рукавичка)

– Солнце яркое, как (фонарик, лампочка)

– Солнце жаркое, как (костер, огонь).

– ….) загадай свою загадку ребятам.

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться (лето).

(Дети садятся на стульчики).

– Давайте Незнайке расскажем про лето по нашей схеме.

• Буква «Л» - настало лето.

• Солнце – ярко светит, греет, припекает.

• Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.

• Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

(Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето).

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний». ( Дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды).

– Дети, чтобы собрать урожай, какую работу нужно делать в огороде? (Поливать, полоть). Совершенно верно. Давайте, представим, что мы в огороде.

Физминутка «На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

(потягивания—руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.

(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

(приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

(потягивания — руки в стороны)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного.

(потягивания — руки вперёд)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

(дети садятся)

– …., загадай свою загадку ребятам.

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели

Так бывает раз в году

А когда? Я не пойму (осень).

(Дети садятся на стульчики).

– Давайте познакомим Незнайку с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.

• Буква «О» - наступила осень.

• Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.

• Зонтик – часто идут дожди,

• Стрелки – дуют сильные ветры.

• Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.

• Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.

– Кто расскажет про осень по схеме?

(Желающий ребенок рассказывает по схеме).

– Что делают звери осенью? (готовятся к зиме,

– Как готовится к зиме белка?

– Как готовиться к зиме заяц?

– Как готовится к зиме медведь?

– Как готовятся к зиме птицы?

Игра «Назови домик»

– Давайте поиграем в игру «Назови домик» .

– Как называется дом у белки (дупло,

– у лисы (нора,

– у медведя (берлога,

– у волка (логово,

– у птиц (гнездо).

– Ребята, ….) загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.

Сколько снега намело!

Стало чисто и светло

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая (зима)

Игра «Комочек снега»

– Вам нравится зима? А зима, какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).

– Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

– Что на ней изображено?

– Буква «З» - обозначает что? (наступила, пришла, настала. зима)

– Снежинки – часто идет холодный снег.

– Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.

– Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.

– Коньки, санки – катаются на коньках и санках.

Затем, предлагается одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.

Звучит в записи шум ветра, вьюги.

– Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей.

– Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите носиком больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, и подуем на снежинки (выполняют упражнения для дыхательной гимнастики).

– Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

– А еще ребята давайте вспомним, какой замечательный праздник мы отмечаем зимой. (Новый год).

– А как празднуют Новый год? (Привозят из леса ёлку, наряжают её, дети надевают карнавальные костюмы, водят хороводы вокруг елки, рассказывают стихи, поют песни, приезжает дед Мороз и Снегурочка, дарят подарки).

– Молодцы! Рассказали Незнайке о временах года.

– Ребята вот мы и познакомили Незнайку с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.

Игра «Назови наоборот».

Летом жарко, а осенью (холодно).

Летом дни длинные, а осенью (короткие).

Летом птицы вьют гнезда, а осенью (улетают на юг).

Летом мы собираем ягоды, а осенью (овощи).

Летом мы купаемся в речке, а зимой (катаемся на коньках, лыжах, санках).

Летом идут дожди, а зимой … (снег).

Итог: – Ребята, с чем мы познакомили Незнайку? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.

Публикации по теме:

Использование графического моделирования при обучении дошкольников с нарушениями зрения составлению описательных рассказов При использовании метода графического моделирования при обучении составлению описательных рассказов установлено: - дошкольники с нарушениями.

Конспект игрового занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» Цель игры: достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей по формированию целостной картины.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа об осени по мнемотаблицам»Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа об осени по мнемотаблицам» Цели занятия: Коррекционно-образовательная: - учить детей подбирать признаки и действия к словам: осень, дождь, ветер, листья, птицы и согласовывать.

Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Времена года» Тема: «Времена года». Цель:1. Понимать и оценивать природные явления, их влияния на эмоциональное состояние человека. 2. Передавать свое.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательных рассказов по картинкам» в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательных рассказов по картинкам. Программное содержание. Учить описывать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» Программное содержание: Закрепить умение детей различать понятия «звуки», «слоги», «слово», «предложение». Составлять предложения по схеме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Времена года» Программное содержание: Закрепить умение детей различать понятия «звуки»,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Составление описательных рассказов о насекомых» Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. Программное содержание: Образовательные задачи: -Закреплять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Составление описательных рассказов о профессиях Программное содержание. Тема: Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы. Образовательные задачи: формировать.

Занятие по развитию речи на тему «Составление описательных рассказов-загадок по схеме» Занятие по развитию речи на тему: «Составление описательных рассказав - загадок по схеме». Программные задачи: Учить составлять описательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года» по составлению описательных рассказов по мнемотаблицам
Опубликовано: 31 октября 2019 в 16:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД