Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников «Кто-то, где-то»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников «Кто-то, где-то»

Цель: развитие связной речи и творческого воображения; обучение дошкольников составлению сюжетов сказочного содержания.

Задачи:

1. Развивать связную монологическую речь (составление рассказа-описания героев-животных).

2. Учить детей представлять объект (животное) в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

3. Показать возможности развития сюжета.

4. Словарь: учить детей подбирать прилагательные к существительным.

Оборудование: картинки с изображением различных животных (цыплёнок, щенок, котёнок, белочка, рыба, медведь, червяк, ёжик); картинки с изображением обычного летнего леса, дремучего леса, тёмного, сказочного леса; лесной полянки; водоёма, подземного царства.

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать небольшие сказочные сюжеты про животных, которые вы потом сможете рассказывать родителям и друзьям».

Педагог предлагает детям: «Но для начала предлагаю разминку для ума, играть мы будем вот в какую игру: я буду задавать вопросы каждому из вас, а вы будете отвечать на них. Эта игра позволит узнать, сообразительные вы или нет!» (Число вопросов должно быть равным числу детей в группе).

Речевая разминка

1. Какие две рыбы в русских сказках выполняют желания?

2. Назови профессию Айболита?

3. Как зовут сладкоежку, живущего на крыше в доме Карлсона?

4. Кто лучший в мире крокодил?

5. Как звали кота из сказки «Золотой Ключик»?

6. У лисы – ледяная, а у зайца - ?

7. Какая фамилия у Кощея?

8. Как звали детей в сказке «Снежная королева»?

9. Что в известной сказке было не простое, а золотое?

10. В чём волшебная сила старика Хоттабыча?

11. Воздушный транспорт ведьмы?

12. Он от бабушки ушёл и от дедушки ушел. Кто это?

13. На чём путешествовал Емеля?

14. Куда попала девочка в сказке «Бабушка Метелица»?

15. Как звали героиню сказки, потерявшую хрустальную туфельку?

16. Кто был ростом с пальчик?

17. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена?

II. Основная часть

Педагог: «Вы много знаете о сказках. На прошлых занятиях мы говорили о том, что героями сказки может стать кто угодно. Вспомните, пожалуйста, какие герои встречаются в сказках?» (индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказанное: «Героем сказки может стать девочка или мальчик, дедушка или бабушка, женщина или мужчина, любое животные - животные, которые живут на планете и несуществующие животные, которых можно выдумать самим».

Педагог выкладывает на доске картинки: в одной части картинки с изображениями животных, в другой – с изображениями места, в которых могли бы оказаться эти герои.

- Сегодня мы будем придумывать сказочные сюжеты про обычных животных. Какие бывают животные? («Животные бывают домашними и дикими»).

Игровое упражнение «Кто какой»

Цель: закрепление прилагательных в речи.

Описание: предлагаем ребенку подобрать слова, описывающие животных.

медведь – косолапый, неуклюжий, большой, бурый;

лиса – хитрая, рыжая;

ёж – маленький, колючий, серый;

белка – маленькая, проворная, быстрая, прыгучая;

заяц – быстрый, осторожный, трусливый, косой;

цыплёнок – маленький, пушистый, беззащитный, жёлтый;

щенок – весёлый, быстрый, шустрый;

рыба – маленькая, быстрая, подвижная.

Словарь: попросить нескольких детей объяснить слова «косолапый», «неуклюжий», «проворная», «бурый».

Педагог: «Молодцы, ребята! Вот видите, сколько слов существует для того, чтобы описать героя! Когда вы будете сочинять свой сказочный сюжет, вы должны использовать эти слова описания своего главного героя».

Игра «Отгадай, кто?»

Педагог: «Вам нравится отгадывать загадки? (ответы детей). Что такое загадки? (индивидуальные ответы детей). Тогда слушайте, я называю действия животного, а вы должны догадаться, о ком идёт речь (когда дети отгадывают, педагог показывает картинку с изображением животного)».

- плавает в воде (рыба).

- бегает, играет, прыгает, мяукает, мурлычет, ловит мышей, лакает молоко, лижет лапку (котёнок).

- прыгает, гуляет, бегает, лает, ест мясо (щенок).

- прыгает по стволу, собирает шишки и шелушит их (белочка).

- рычит, ходит вперевалочку, ворошит ульи, любит есть мёд (медведь).

Словарь: что значит слово «ворошит»? (Слово «ворошит» означает «двигать», «шевелить», «разгребать» что-либо, перебирая, перемешивая). Что можно ворошить? («Ворошить можно листья, мусор, хлам»).

Педагог: «В сказках герои-животные всегда попадают в какие-то места, где с ними что-то происходит. Например, в сказке «Два жадных медвежонка» события разворачивались в лесу. Помните, как описывается лес в этой сказке? (По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица). Вспомните, в каких местах оказывались герои других сказок?» (ответы детей).

Примерные ответы детей:

В сказке «Колобок» события происходили в лесу.

В сказке «Бабушка Метелица» все события происходили в подземелье.

В сказке «О рыбаке и рыбке» все события происходили у берега моря.

В сказке «Красная Шапочка» события разворачивались тоже в лесу.

В сказке «Теремок» сюжет описывается в лесу.

В сказке «Репка» события происходили на огороде.

В сказке «Стойкий оловянный солдатик» все события происходят в комнате возле камина (в камине).

Педагог: «Обычно в сказках с героями-животными все события происходят в лесу, потому, что дикие звери живут в лесу. А если сказка о домашних животных, какое место будет выбрано? («Двор возле дома, где живут все животные; курятник, клетка» и прочее). Когда вы будите придумывать свою сказку, не забывайте про то, что нужно обязательно выбрать место, где будет происходить событие».

Сначала педагог сам составляет сказочный сюжет, показывая детям примерный образец. Педагог: «Ой! Я тоже захотела сочинить маленькую сказочку про цыпленка! Хотите послушать?».

Сочинение сопровождается выставлением на доску соответствующих картинок по ходу изложения.

Пример: Жил-был маленький, пушистенький цыплёнок. Но он был не как все цыплята на свете, он был необычным – он был голубого цвета! Звали его Пипи. Все смеялись над ним, и никто с ним не дружил. Как- то раз Пипи гулял в лесу и встретил червячка. Червяк тоже был необычным – он тоже был голубого цвета! Они долго играли и веселились. Так Пипи нашел друга.

Далее логопед даёт задание нескольким детям составить свой рассказ, выбрав самостоятельно героя и место (выставить выбранные картинки на доску, в котором будет разворачиваться событие.

III. Итог занятия

Педагог: «Чем мы сегодня занимались?» («Мы учились сочинять небольшой сказочный сюжет про животных»).

- Какие герои могут встретиться в сказке? (ответы детей).

- В каком месте может оказаться герой-животное в сказке? («Герой может оказаться в любом месте – в лесу, или в подземелье и так далее»).

Оценка работы детей на занятии.

Публикации по теме:

Гостья зима Тема: Зима (Составление рассказа о зиме с опорой на пиктограммы) Цель: Учить детей составлять рассказ о зиме с опорой на пиктограммы. Задачи:.

Сказка как средство развития речи Презентация предназначена для использования воспитателями и учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений. Сказка - это:.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Животные
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников «Кто-то, где-то»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 19:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День Матери в первой младшей группе. Фотоотчёт.
День Матери в первой младшей группе. Фотоотчёт. 30 ноября в первой младшей группе в детском саду №48 города Апатиты Мурманской области прошёл...
Тема: «Безопасность на дороге»
Программное содержание: Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать...
Создание условий для сенсорного развития детей.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики ( Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной...
Мастер-класс «Новогодняя елочка из фольги и картона»
"Серебряная елочка" Продолжается мода на новогодние поделки своими руками. На каждом прилавке магазина, на офисном столе можно теперь заметить...
Дидактическая игра «Покорми животных», сделанная своими руками. На радость маленьким...
Дидактическая игра для младших дошкольников ДОУ «Покорми животных» Цель: Закреплять знания детей о животных ( что они едят, развивать мышление, внимание,...