Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи «Незнайка открывает кафе»

Светлана Шумакова
Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи «Незнайка открывает кафе»

Цели занятия:

1) Формирование грамматического строя речи:

а) употребление существительных во множественном числе;

б) согласование существительных с прилагательными;

в) образование относительных прилагательных;

г) составление предложений с предлогами в, из.

2) Развитие связной речи по теме «Посуда»:

а) развитие умения давать развернутые ответы на вопросы педагога;

б) составление предложений-рассуждений с противительным союзом а;

в) координация речи с движением, закрепление в речи относительных

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи „Незнайка открывает кафе“» размещена в разделах

прилагательных;

г) составление рассказа-описания о предметах посуды.

3) Активизация словаря: расширение запаса слов, обозначающих названия признаков, действий.

Оборудование:

- плоскостная фигура Незнайки;

- различные деревья, цветы, грибы для ковролина;

- буквы для выкладывания названия кафе «РОМАШКА»;

- наборное полотно и бумажные фигурки кухонной, столовой и чайной

посуды;

- настоящие предметы посуды: керамический молочник, стеклянный

чайник, серебряная конфетница, металлическая горка, фарфоровая

сахарница, вазочка для варенья из цветного стекла.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент

1. Дети входят в группу, здороваются с гостями и представляются:

Меня зовут Артем

А меня Марина

Я Таня

А я…

2. ЛОГОПЕД: - Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый добрый знакомый.

Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

ДЕТИ: -Да, конечно.

-Здравствуй, Незнайка! Мы рады тебя видеть.

- Мы соскучились.

ЛОГОПЕД: - Я тоже соскучился и рад встрече с вами. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

ДЕТИ: - Хорошее, веселое, радостное.

ЛОГОПЕД: - Вы хотите со мной поиграть?

ДЕТИ: - Хотим, давай поиграем.

ЛОГОПЕД: - Отгадайте загадку : Здесь уютно, кофе пьют, за мороженым идут, побывать здесь любят все, называется…

ДЕТИ: - КАФЕ

ЛОГОПЕД: - Правильно, молодцы, отгадали.

- Ребята, а вы когда-нибудь бывали в детском кафе?

- А какие еще детские кафе вы знаете?

ДЕТИ: - Да, я был в «Макдональдсе»

- «Буратино», «Золотой ключик», «Чебурашка», «Сластена», «Шоколадница», «В гостях у сказки».

II. Незнайка: - Ребята, я решил открыть кафе в Цветочном городе для своих друзей - малышей и малышек, вы мне поможете?

ДЕТИ: - Конечно, поможем.

- Обязательно поможем.

ЛОГОПЕД: - Давайте выберем место, где лучше устроить кафе.

ДЕТИ: - Лучше всего на этой солнечной полянке.

(На ковролин прикрепляется картинка со словом “Кафе”).

ЛОГОПЕД: - Из чего же сделать столики для кафе?

Незнайка: - Вот здорово! Надо сделать столики для кафе из мухоморов.

ЛОГОПЕД: - Подожди, Незнайка, давай подумаем вместе с ребятами, если столик из мухомора - что в этом плохого?

ДЕТИ: - Если пойдет дождь, то на таком столике вода будет ядовитой. Поэтому есть и пить за этим столом будет опасно.

- Да, можно отравиться.

ЛОГОПЕД: - Нет, не нужны нам в кафе столики из мухоморов. Ребята, и ты, Незнайка, посмотрите внимательно на эту полянку, может быть, какие-то цветы подойдут для столиков?

- Как вы думаете, колокольчик подойдет для столика?

ДЕТИ: - Нет, не подойдет. Его цветочки смотрят вниз. Посуду на такой столик не поставишь.

ЛОГОПЕД: - А василек подойдет?

ДЕТИ: - Не подойдет. Столик из василька неустойчивый.

- Я думаю, что больше всего подойдет ромашка.

ЛОГОПЕД: - Почему ты так думаешь?

ДЕТИ: - Потому что ромашка крепкая, лепестки плотно прижимаются друг к другу.

- На столик-ромашку можно поставить посуду.

- Столики из ромашки будут красивые, приятно за таким столом сидеть.

- Он красивый, нарядный.

- Большой, удобный.

- Такой столик прочный, за ним можно удобно расположиться.

ЛОГОПЕД: - Как здорово! Очень красивые и удобные получатся столики из ромашек. Давайте придумаем название кафе.

ДЕТИ: - Я предлагаю назвать «Солнышко».

- А может быть «Елочка»?

- А я думаю, что лучше всего назвать кафе «Ромашка».

Незнайка: - Согласен. И мне кажется, что это самое удачное название.

ЛОГОПЕД: - Давайте выложим название “Ромашка” под словом кафе.

Детям раздаются буквы, у логопеда остается карточка с буквой О.

ЛОГОПЕД: - Какой первый звук в слове ромашка?

- Звук «р». Ему соответствует буква р.

(Ребенок выкладывает на ковролине)

ЛОГОПЕД: - Какой второй звук?

ДЕТИ: - Звук «а».

ЛОГОПЕД: - Ребята и ты, Незнайка, запомните: слышим звук “а” в слове ромашка, а пишем букву о. Выкладываю букву.

- Какой третий звук?

ДЕТИ: - Звук «м». Ему соответствует буква м.

(Ребенок выкладывает на ковролине)

ЛОГОПЕД: - Какой четвертый звук?

ДЕТИ: - Звук «а». Ему соответствует буква а

ЛОГОПЕД: - Пятый звук?

ДЕТИ: - Звук «ш». Ему соответствует буква ш.

ЛОГОПЕД: - Шестой?

ДЕТИ: - Звук «к». Ему соответствует буква к.

ЛОГОПЕД: - Какой последний звук?

ДЕТИ: - Звук «а». Ему соответствует буква а.

III. Незнайка: - Спасибо, ребята. вы помогли мне открыть кафе.

ДЕТИ: - Теперь к тебе могут приходить в гости на обед или на чашечку чая твои друзья - малыши и малышки.

ЛОГОПЕД: - Ребята, а как вы думаете, чего не хватает Незнайке, чтобы от-крыть кафе?

ДЕТИ: - Посуды не хватает.

Незнайка: - Где можно купить посуду?

ДЕТИ: - Посуда продается в универмаге.

- Можно купить в универсаме, в отделе «Посуда».

- Можно купить посуду на рынке.

ЛОГОПЕД: -Ребята, давайте вместе с Незнайкой пойдем в магазин и поможем ему выбрать посуду. (Дети садятся за столы, на которых разложена разнообразная посуда).

- Какая посуда нужна для приготовления пищи?

ДЕТИ: - Нужна кухонная посуда.

ЛОГОПЕД: - А едят из какой посуды?

ДЕТИ: - Из столовой.

ЛОГОПЕД: - Для чая какая нужна посуда?

ДЕТИ: - Для чая нужна чайная посуда.

Незнайка: - Какая красивая посуда! Я куплю вот эту большую красную сковородку и буду варить в ней свой любимый грибной суп.

П а у з а

ДЕТИ: - Нет, Незнайка! Суп варят не в сковородке, а в кастрюле.

ЛОГОПЕД: - А что еще можно варить в кастрюле?

ДЕТИ: - В большой кастрюле можно сварить борщ, компот.

- В кастрюле поменьше можно сварить картошку, макароны, кашу.

- В маленькой кастрюльке можно подогреть молоко, сварить яйца.

Незнайка: - Спасибо, ребята, я все понял. Для кафе мне нужны разные кастрюли.

ЛОГОПЕД: - А для чего нужна сковородка?

ДЕТИ: - Чтобы жарить в ней картошку, мясо, грибы.

- В сковородке можно потушить капусту, испечь блины.

- В маленькой сковородочке мама мне жарит яичницу.

ЛОГОПЕД: - Ребята, чем отличается кастрюля от сковородки?

ДЕТИ: - Кастрюля высокая, а сковородка низкая.

- У кастрюли две маленькие ручки, а у сковородки одна длинная.

- Кастрюля нужна для первых блюд, а сковородка - для вторых.

Незнайка: - Теперь я буду есть суп половником из кастрюли.

ДЕТИ: - Нет, Незнайка! Суп едят из глубокой тарелки столовой ложкой.

ЛОГОПЕД: - А из чего едят картошку с мясом или макароны?

ДЕТИ: - Из мелкой тарелки вилкой.

- Все вторые блюда едят из мелких тарелок. Кашу едят ложкой, а макароны и картошку - викой.

ЛОГОПЕД: - А это что такое?

Далее дети называют предметы посуды и рассказывают о их назначении.

ДЕТИ: - Это салатница.

- Можно сказать салатник.

(Селедочница, масленка, перечница, солонка, соусник, хлебница, половник)

Незнайка: - Мне очень нравится вот эта прозрачная баночка.

ДЕТИ: - Это не баночка. Это стеклянный стакан.

Незнайка: - Из него можно пить чай?

ДЕТИ: - Можно.

- Удобнее пить чай из чашки.

- Еще можно пить чай из бокала.

Дети рассказывают Незнайке о назначении чайной посуды. (Чайник, кофейник, сахарница, молочник, сухарница, конфетница, чайные ложечки).

ЛОГОПЕД: - Спасибо, ребята, Помогли Незнайке разобраться в назначении посуды. Посмотрите на витрину и скажите, какая стоит посуда, какие можно подобрать слова?

ДЕТИ: - Посуда новая.

- Блестящая, красивая.

- Сверкающая, сияющая.

- Кухонная посуда.

- Фарфоровая, керамическая, стеклянная.

- Серебряная, пластмассовая, соломенная.

Незнайка: - Ребята, я помню одну бабушку, от которой посуда убежала.

ДЕТИ: - Это Федора. Она не любила посуду.

- Не заботилась о ней, не уважала.

Незнайка: - Что же случилось с её посудой?

ДЕТИ: - Посуда стала грязной, ржавой.

- Раскололась.

- Убежала от нее.

Незнайка: - Чтобы этого не случилось, нужно за посудой …

ДЕТИ: - … ухаживать.

IV. Физ. минутка. (Речь с движениями - дети встают в круг).

- Раз. два, три, четыре.

Чередование хлопков кулаками - ладонями.

- Мы посуду перемыли.

Вращательные движения правой ладонью над раскрытой левой.

- Чайник, чашку, блюдце, ложку

И большую поварешку.

Загибаем поочередно пальцы, начиная с большого.

- Мы посуду перемыли.

Вращательные движения левой ладонью над раскрытой правой.

- Вот большой стеклянный чайник-

Очень важный, как начальник.

Правая рука на поясе, левая согнута в локте.

- Вот фарфоровая чашка,

Очень хрупкая, бедняжка.

Левая рука опущена, правая на поясе, ноги чуть согнуты в коленях.

- Вот фарфоровые блюдца,

Только тронешь - разобьются.

Поворот вокруг с приподнятыми руками.

- Вот серебряные ложки -

Голова на тонкой ножке.

Встать на цыпочки. руки понять и соединить над головой.

- Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Изображают поднос.

V. ЛОГОПЕД: - Ребята, Незнайка вам очень благодарен и приглашает вас к себе в гости - в кафе. Давайте поможем ему накрыть на стол. Что надо сделать сначала?

ДЕТИ: - Сначала надо накрыть стол скатертью и разложить салфетки.

Дети берут по одному чайному предмету, ставят на стол и составляют рассказ-описание о нем.

- Я принесла красивую стеклянную вазочку для варенья и розе-точки. Вазочка из малинового стекла, у неё резные края, посередине украшена веточкой сирени. У вазочки узкое донышко и широкое горлышко.

- Я принес металлическую горку. Она очень красивая, блестящая, с узорами. Она состоит из трех тарелочек. Нижняя - самая большая. На нее можно положить печенье, пряники, сушки. Средняя поменьше, а верхняя - самая маленькая.

- Сахар кладут в сахарницу, она фарфоровая гладкая, с двумя ручками и крышечкой.

- В молочник наливают молоко. Моя мама любит пить чай с молоком. Наливает его в этот маленький керамический молочник. Он красивый, блестящий, с маленькой удобной ручкой, украшен орнаментом.

ЛОГОПЕД: - А теперь, Незнайка, ребята хотят подарить тебе подарок.

ДЕТИ: - Дарим тебе замечательный стеклянный чайник. Это чайник не простой. Хоть он и стеклянный, в нем можно кипятить воду. Сначала появляются маленькие пузырьки. Вода нагревается, и пузырьки становятся все больше. Наконец, вода закипает и бурлит в чайнике, и ты все это будешь видеть. Вот такой замечательный чайник.

Дети усаживаются за стол с самоваром и угощениями, пьют чай.

VI. Дети прощаются с Незнайкой.

Подводится итог занятия. Что мы сегодня делали?

ДЕТИ: - Помогали незнайке подобрать столики для кафе.

- Придумали название для кафе.

- Помогли разобраться, какая для чего нужна посуда.

- Показали, как ухаживать за посудой.

- Накрыли на стол.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Овощи» Цели: Коррекционно-образовательные: Обобщить и расширить имеющиеся знания об овощах. Обогащение словарного запаса. Образование отглагольных.

Перспективный план по формированию и коррекции грамматического строя речи дошкольников 1. Овощи 1. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (Огурец.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи «Незнайка открывает кафе»
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 18:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД