Лилия Корчажкина
Конспект занятия по экспериментированию для старшего дошкольного возраста «Без чего нет жизни на Земле» на тему «Вода»
Конспект занятия по экспериментированию для старшего возраста.
«Без чего нет жизни на земле»
Приоритетная образовательная область «Познание»
В интеграции: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, речевое, физическое.
Цель: закрепить знания о почве методом опытно - экспериментальной деятельности;
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию для старшего дошкольного возраста „Без чего нет жизни на Земле“ на тему „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Закрепить представление о том, что без земли нет жизни на нашей планете; о роли земли в существовании растений, животных, людей.
2. Закрепить представления о свойствах земли, песка и глины
3. Обогащать активный и пассивный словарь за счет слов - антонимов:
(мягкий – твердый, сыпется – не сыпется, рыхлая – платная, пропускает – не пропускает и т. д.)
3. Формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь
Развивающие:
1. Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.
2. Развивать доказательную речь, учить рассуждать.
3. Развивать умение делать умозаключения
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки общения, внимательность, умение слушать и выполнять.
2. Воспитывать наблюдательность, познавательную активность
формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь
Материалы:
Демонстрационный:
– картинки: растения, животные, люди, «метро», «стройка», «сажаем деревья», «прокладываем трубы»; песочные часы, глиняные игрушки, и посуда;
–модель с естественными материалами (песок, земли, глина);
– коробочки с песком, землей и глиной.
Раздаточный:
– на каждого ребенка подносы коробочки с землей, песком, глиной;
–дорожки из песка, земли, глины;
–лупы, стаканы с водой, пластиковые ложки.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, скажите, без чего нет жизни на планете Земля?
Ответы детей:
Без воды, без воздуха, без солнца, без земли.
Воспитатель: Кому нужна земля?
Работа с картинками.
На столе разложены картинки растений, животных, людей.
Воспитатель: ребята, найдите картинки - кому нужна земля, и поставьте на панно.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Много картинок вы выбрали. Позже проверим, правы мы или нет.
Словесная игра: «Расскажите, какая бывает земля?»
Подберите разные слова о земле и ее признаках.
(дети встают в круг, передавая игрушку, говоря слова)
Условие: Сказать должен каждый, не повторяя друг друга.
Давайте проверим наши высказывания, какая бывает земля.
Нам сегодня предстоит превратиться в ученых исследователей и провести опыты
Ребята, перед тем как пройти лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
НЕЛЬЗЯ без разрешения ничего трогать, пробовать на вкус, толкаться.
МОЖНО - наблюдать, советоваться друг с другом, обсуждать свои исследования, договариваться друг с другом, что делать, помогать друг другу.
1. задание. Работа с моделью «Земля, песок, глина»
- Посмотрите, ребята, на модель, что вы видите?
Ответы детей.
- Сначала определим свойства земли на глаз (объяснение детям)
- дети определяют на глаз и называют цвет земли, песка и глины.
Ответы детей.
- Это простые слова, составим сложные: земля черно – коричневая (кажется черной, коричневой – какая? – черно – коричневая,
серо – черная, песок желто – коричневый, глина серо – голубая.
- Кроме цвета видны другие свойства земли, песка и глины?
Ответы детей.
2. задание. Проверим свойства земли, песка и глины при помощи - лупы.
Дети берут и ставят на поднос три баночки: баночку с землей, песком и глиной, стакан с водой и лупу.
Условие: несем осторожно
Ребята, возьмите лупу, проверьте, есть ли крупинки и какие они у земли, песка и глины?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня сухой песок, глина и земля.
Можно ли из них слепить шарики?
Ответы детей.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы получился шарик?
Ответы детей – налить воду.
Воспитатель: Налейте туда воду, размешайте, какие стали земля, глина и песок?
Ответы детей – земля стала мокрая, глина стала вязкая, липкая, песок не сыпется.
- Сделайте из них шарики и положите на поднос. Положим подносы в теплое место. Потом посмотрим, что произойдет с шариками.
Дети моют руки
Ответы детей – как они делали шарики, и что почувствовали, когда скатывали их из глины, песка и земли?
3. задание. «Походим пальчиками по дорожке»
Работа с моделями (на способность пропускать воду)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь изображено?
Ответы детей – дождь.
Воспитатель: Найдите на картинки, где земля, песок и глина?
Ответы детей.
- Как вы догадались?
- Что произойдет, если пойдет дождь? Здесь не видно.
- Давайте проверим.
Ответы детей - какая земля лучше пропускает воду и наоборот.
Воспитатель: Возьмите, каждый из вас, дорожки из лаборатории с землей,
песком и глиной. Потрогайте, какие они?
Ответы детей - мокрые.
- Налейте немного воды, чтобы они были мокрее, побегайте пальчиками.
Оставьте следы.
Воспитатель: Проверьте, правы мы были, что лучше пропускает воду?
-земля, песок или глина?
Ответы детей - земля и песок хорошо, глина - хуже.
- Подумайте и скажите, в какой земле лучше растениям? Почему?
Ответы детей - в земле, в ней вода задерживается, в глине нет воды и воздуха.
- Ребята, давайте посмотрим, что произошло с шариками?
Ответы детей – шарики из песка и земли рассыпались, а из глины стал твердым и сохранил форму.
- ребята, мы с вами узнали, что земля бывает разная, и ее свойства тоже.
- Хорошо бы было, если бы везде был один песок?
Почему? Вспомним пустыню?
Ответы детей.
- Если была одна глина? и т д.
Воспитатель: В природе нет ничего ненужного, лишнего не бывает – все нужно на земле.
Вот и землю, песок и глину можно по – разному использовать.
-Ребята, посмотрите на картинки, как используют землю растения, животные, люди.
- Так без чего нет жизни на земле?
Ответы детей
- Мы узнали, что без земли нет жизни.
Найдем добрые слова для земли.
Ответы детей: земля – дом, земля – кормилица и. т. д.
Можно вспомнить пословицы.
-Ребята, давайте нарисуем рисунки по теме: «Без чего нет жизни на Земле.