Лучший педагог года

Конспект занятия «Русский самовар»

Анна Андрющенко
Конспект занятия «Русский самовар»

Цель: Укреплять взаимодействие родителей и детского сада, вызвать эмоциональный интерес детей и взрослых, познакомить детей с историей русского самовара, обычаем русского народа угощать гостей чаем.

Задачи: Учить детей, делать простейший анализ, выделять с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предмете качества и свойства (назначение предмета, его части и их назначение, цвет, форма, размер и т. д., эмоционально откликаться на рассказ взрослого; закреплять умение употреблять в речи слова, обозначающие качество и свойства предмета. Закреплять знакомые способы раскатывания солёного теста ладонями; развивать музыкальные способности, умение владеть приёмом игры в две ложки; основы метроритмического чувства во время сопровождения малых форм народного поэтического творчества; воспитывать доброжелательность, готовность к совместным действиям, аккуратность.

Публикация «Конспект занятия „Русский самовар“» размещена в разделах

Материал и оборудование: Самовар, салфетки яркие, сундук, печка, скатерть, бабушкин сундучок с рецептами к чаю, диск с записью русских народных песен, чашки, блюдца, два чайника из прозрачного стекла, чайные ложечки, чай зеленый, черный, соленое тесто, дощечки, стеки, поднос под готовое угощение,

Предварительная работа: Прослушивание русских народных песен, заучивание стихов, частушек, прибауток, знакомство с новыми русскими народными играми.

Ход НОД:

Хозяйка: Дорогих гостей встречаем,

К самовару приглашаем,

А чайку мы всем нальём,

Никого не обойдем.

Сверху пар и снизу пар,

Вот он, русский самовар!

- Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, гости! Зовут меня Аннушка, проходите, присаживайтесь.

В старину на Руси, в русской избе, на большом обеденном столе, жил да был самовар. Слайд №1. Он был очень важным, ведь он делал ответственную работу - кипятил воду. А еще самовар был очень добрым, всегда улыбался своими блестящими бокам, радовал ребятишек расписными узорами, его голову украшала резная крышка, а руки важно подпирали блестящие бока, да и носик у него был не простой, а с краником! Слайд №2. Про него говорили: Самовар-птица-жар, кран открывается, чай наливается! А больше всего на свете он любил тихие вечера, да и как их не любить, ведь вокруг него по вечерам собиралась большая и дружная семья, чтобы время особенно зимой скоротать, да по русской традиции чайку бодрящего отведать. Слайд №3.

-А знаете ли вы, откуда взялся самовар? Хотите, расскажу? Изобрели и изготовили первый самовар в городе Тула, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые щепочки, палочки и даже шишки. Делали самовары из серебра, меди, железа и даже фарфора. Слайд №4. Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник в виде рыб, львов, петухов и других животных. Делали на самоварах и надписи : «Самовар кипит - уходить не велит», «Где есть самовар, там и под елью рай». По красоте и украшениям самовара можно было судить о достатке в семье. Чем богаче семья, тем больше украшений было на самоваре. Слайд №5.

-У многих людей и сегодня есть самовары дома. Слайд №6. Правда, это уже не те самовары, которые надо топить щепочками, да шишками, а электрические. Также самовары и самоварчики используются как украшение дома.

-Обычно к чаю подавали сушки, сухарики, варенье ароматное, удивительно приятное, мёд, сахар. Слайд №7,8. Чай наши предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами, а наливали его в блюдце, которое держали за донце. Слайд №9.

-Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар- то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. (Дети встают в круг).

Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник, ( надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки (присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются. (присели)

Вот серебряные ложки (потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (руки вытянули вперёд перед собой)

Самовар он нам принес.

А теперь давайте отгадаем загадки:

1. Четыре ноги,

Два уха,

Один нос, да брюхо.

(Самовар)

2. Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал-

Там и пропал.

(Сахар)

3. Я красива и тонка,

Разукрашены бока,

А гостей встречаю,

Чаем угощаю. (Чашка)

4. Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальет. ( Ответ: Самовар)

5. С молоком, лимоном, медом,

С тортом, или бутербродом,

Иди скорей друзей встречай,

Наливай всем вкусный. (чай)

Ай, да Молодцы, ребятки!

Разгадали все загадки.

А теперь пора сплясать,

Свою удаль показать.

(Исполняется танец под песню «Пых – пых Самовар»).

Спасибо, ребята, плясать вы тоже здорово умеете.

Ребята, а я вот хочу спросить, если самовар закипел, как будет, называется вода, ( дети: кипяток, правильно, потому что он очень горячий. А трогать руками его можно? Нет нельзя, верно. Запомните! А теперь давайте пройдем, ребята к столу, я покажу вам, как заваривается чай. Есть разные сорта чая, а я приготовила для вас черный и зеленый. Мы возьмем прозрачный чайник, открываем у самовара краник, посмотрите, льется кипяток! Какого он цвета, ребята? (ответы детей). Бесцветный, прозрачный. А почему идет пар (ответы детей) Потому что вода только что закипела, и очень горячая. Вот какой у нас кипяток! А теперь я насыпаю черный чай в заварочный чайник, в этом чайнике будет завариваться чай, поэтому он и называется - заварочный. Заваривают чай кипятком, а где мы его возьмем? (ответы детей) Правильно, из самовара. Открываем краник и наливаем кипяток. Посмотрите, кипяток был прозрачный, а что же сейчас с ним происходит? (ответы детей) Чай заваривается, как много чаинок плавает и кипяток становится темным, насыщается цветом. А в другом заварочном чайнике у нас зеленый чай, посмотрите, какое волшебство, листики разворачиваются, а заварка получается светлого оттенка. Посмотрите, ребята, как разные сорта чая, окрашивают кипяток в разные цвета. Черный чай - становится темного цвета, а зеленый - светлого. А что бы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо, настояться несколько минут.

А пока наш чай заваривается, я предлагаю вам спеть чайные частушки.

Молодцы ребята, хорошо вы исполнили частушки. Чай наш заваривается, а чего же нам еще не хватает для чая? Угощения! А давайте его слепим. (воспитатель приглашает детей сесть за столы)

А лепить мы будем из соленого теста замечательные сушки. Я раздаю вам тесто, какое оно? (ответы детей) Правильно, оно мягкое, пластичное, теплое… А какого цвета?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Посмотрите, сначала мы отщипываем кусок теста, раскатываем из него колбаску, соединяем концы - получилась сушка.

Дети лепят сушки из солёного теста.

Воспитатель: Молодцы, красивые сушки у вас получились! Давайте положим их на тарелочку и поставим тарелочку в печь, чтобы испеклись сушки. Печь- то у нас тоже волшебная.

Что-то гости заскучали,

Встречу надо продолжать.

Чтоб народ поразвлекать,

Не пора ли поиграть?

Русская народная игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – заряница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берёт ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

Хозяюшка: Как весело мы с вами поиграли! Вам понравилось? А с чем мы познакомились сегодня?

Дети: С самоваром.

: Давайте я буду передавать по кругу клубочек, а вы мне расскажите, что Хозяюшка нового сегодня узнали?

-А для чего в доме нужен самовар?

Дети: Для приготовления кипятка.

Хозяюшка : Давайте вспомним, как называются его части, что у него есть? (ответы детей)

Хозяюшка: А еще мы заваривали чай, какой?

Дети: Черный и зеленый.

Хозяюшка: Чем мы его заливали?

Дети: Кипятком.

Хозяюшка: Правильно, а трогать руками его можно?

Дети: Нет, потому что можно обжечь руки.

Хозяюшка: Ребята, а какое угощение мы лепили? (ответы детей) А из чего? (ответы детей) Ребята наш чай, наверное, уже заварился.

Хозяюшка : Ну а теперь давайте пить чай, а какой же чай без угощения! Я чувствую, что уже готовы ваши сушечки, и сейчас мы будем их пробовать. Вы все сегодня были молодцы, в гостях вели себя вежливо, весело играли, танцевали, рассматривали самовар, заваривали чай, лепили сушки. А теперь давайте пить чай, с сушками, которые вы сделали, да с угощеньем! Приятного аппетита!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русский самовар и чаепитие»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русский самовар и чаепитие» «Русский самовар и чаепитие!» Цель: Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси; Вызвать.

Анализ открытого занятия для 2 класса «Из всех земных чудес мне милее русский лес» Анализ открытого занятия для 2 класса. Тема занятия «Изо всех земных чудес мне милее русский лес». Цели: формирование ответственного отношения.

Конспект интегрированного занятия «Русский сувенир» Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о народных промыслах: хохлома, гжель, дымка и др. 2. Развивать творческие способности.

Конспект музыкального развлечения в старшей группе «Русский самовар» Ведущая: Очень часто за событиями И за суматохой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. И хоть более привычны Нам полеты на.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русский хоровод» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Учить: вырезать на глаз симметричные формы из бумаги сложенной вдвое (барышню, молодца, украшения,.

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар». Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу Цель: способствовать знакомству детей с историей возникновения самовара на Руси, учить детей составлять описательный рассказ о самоваре.

Конспект НОД в средней группе «Русский народный платок для мамы» .

Конспект представления выставки «Русский сувенир»Конспект представления выставки «Русский сувенир» Конспект представления выставки "Русский сувенир" в музее "Русская изба" для детей старшего дошкольного возраста. Цель. Приобщение детей.

Конспект занятия по миру искусства и художественной деятельности «Красив русский сарафан» Цели: Формировать интерес к русскому искусству, расширять представления о русской народной культуре. Задачи: -вызвать интерес к жизни наших.

Проект «О чем поет самовар?»Проект «О чем поет самовар?» ЦЕЛЬ : Приобщение детей к истокам русской культуры и быта, посредством художественно – эстетического развития, творческих интересов и способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русский самовар»
Опубликовано: 16 февраля 2016 в 10:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД