Папки-передвижки

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла»

Горинова Татьяна Владимировна
Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла»

Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Тема: «Русская народная игрушка. Кукла».

Задачи художественно – творческого и познавательного развития:

Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла.

Публикация «Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре „Русская народная игрушка, Кукла“» размещена в разделах

Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки. Научить

мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом.

Продолжать формировать трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Материал, инструменты, оборудование:

Различные виды тряпичных и нитяных кукол, прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пеленки, прочные нитки для фиксации скрутки, тесьма,

узкие ленточки, аудиодиск «Кто без призора в колыбели, тот весь век

не при деле» (серия «Народные традиции воспитания детей», авторы

Н. Еремина, Л. Иванищенко, Е. Якубовская).

Ход занятия:

Воспитатель:

«Самая распространенная в мире игрушка – это кукла – знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. Кукла – это уникальный способ познания жизни и для тех, кто ее создает, и для тех, кто с ней общается. Известно множество технологий изготовления куклы (от древних до новейших). Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла.

В древние времена тряпичные куклы делали как обереги, ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, помочь вырастить богатый урожай, привлечь в дом счастье, богатство, лад.

В процессе изготовления лоскутных куколок не использовали ни ножниц, ни иголок. Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. Ткани использовали только натуральные – лен, хлопок. Детали кукол и их костюма не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке.

В большинстве случаев кукол оставляли безликими, т. е. без глаз, носа и рта. Это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно старинному поверью, безликая кукла никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Еще одна интересная особенность – изготовление обрядово – обережных кукол в один прием, не откладывая начатый процесс ни «на завтра», ни «на потом». Причиной тому еще одна старинная примета : дело, сделанное или продолженное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано или хотя бы начато в первый.

Мы хотим показать вам разные обрядовые, обереговые и игровые тряпичные куклы».

Воспитатели показывает изготовленные куклы и коротко рассказывает о каждой.

Воспитатель: «Игровые куклы вы все видели и играли с ними. С помощью этих кукол мы с вами показывали сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мороз Иванович».

Сегодня мы с вами попробуем изготовить лоскутную обереговую куклу, которая называется Пеленашка.

Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пеленочку – пеленали. Отсюда и название – «Пеленашка».

- Как вы думаете, для чего ребенка пеленали? (Ответы детей).

А еще считалось, что беспомощного пеленашку из-за пеленок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку. Навредить ему. Малыша называли пеленашкой, и тряпичную куклу, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли Пеленашкой».

Педагоги вместе с детьми и родителями изготавливают по показу куколку (по желанию раздается схема).

После изготовления предлагаем покачать, убаюкать Пеленашку под аудиозапись колыбельной песни (можно спеть самим).

Публикации по теме:

Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка»Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Русская народная сказка «Репка» Деревскова Вера Конспект театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Репка».[/h3][/b] Описание материала: предлагаю вашему.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Матрёшка и ложка» (вторая группа раннего возраста) МБДОУ Детский сад «Ручеек»№3 р. п. Варнавино Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Матрёшка и ложка».

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуреПедагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план по ознакомлению с русской народной культурой в старшем дошкольном возрасте. Сентябрь «Кто мы, откуда? Где наши корни?.

Проект по приобщению к русской народной культуре «Кукла — народная игрушка» Выполнила: воспитатель Мишина Г. М. Цель исследования: Пробудить интерес детей к русской народной культуре. Задачи проекта: Познакомиться.

Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба»Программа кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская изба» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Рабочая программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская изба» Нормативные документы Рабочая программа по реализации образовательного содержания ОПДОУ в условиях ФГОС. Рабочая программа - это комплексная.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.

Занятие по приобщению дошкольников к народной культуре «Бабье лето» в старшей группе БАБЬЕ ЛЕТО Ц е л и : приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; дать элементарные представления о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла»
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 23:00
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД