Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе «Былинные герои-богатыри»

Марина Васильевна Фомина
Конспект занятия в подготовительной группе «Былинные герои-богатыри»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

"Былинные герои – богатыри. "

Цели: Познакомить детей с былинными русским богатырями (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, используя картину В. М. Васнецова «Богатыри». Дать представление о нижегородских былинных героях: Никитушка Ломов, девица-красавица Алена. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое России.

I. Вводная.

Воспитатель читает отрывок из былины:

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Былинные герои-богатыри“» размещена в разделах

И поехали раздольицем чистым полем…

А со той горы, да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними стал…

Выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Дети представляют свой рассказ.

II. Информационная.

1 ребенок. На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

2 ребенок. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.

3 ребенок. Третий богатырь – Алеша Попович - сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

III. Проблемная.

Воспитатель. А как вы думаете, на нашей Нижегородской земле были свои герои и богатыри?

О ком вы знаете легенду? (дети рассказывают легенды, которые они нашли с родителями в литературе исторического характера).

Рассказывает ребенок: «Легенда о Коромысловой башне»

Была когда-то давным-давно в Нижнем Новгороде девица красавица. И звали ее Аленой. Как-то раз понадобилось ей сходить на Почаину-реку за водой. Вот взяла она ведра на коромысел, а коромысел тот был железный, два пуда весил, и пошла за город. А в это время стояли под Нижним враги. Заметили возле башни и напали на нее, и в плен хотели ее взять. Вот она видя беду, поставила ведра на землю, взяла коромысел в руки стала укладывать врагов возле башни спать непробудным сном. Уж этих врагов она била-била, а их все еще много было. Одолели наконец они девушку, убили ее и похоронили у башни вместе с коромыслом. Но подумали потом, погадали и решили убраться от Нижнего Новгорода подобру-поздорову. «Если девицы в Нижнем такие сильные, – говорили они, – что же нам будет, если ратные люди на нас выступят?» Вот отчего одна башен нашего кремля зовется Коромысловой: возле нее было это побоище.

Воспитатель. Можно ли Алену назвать народной героиней? Почему?

Дети отвечают. Воспитатель предлагает послушать еще одну легенду.

Рассказывает другой ребенок: «Легенда о богатыре-силаче Никитушке Ломове»

Были богатыри-силачи и на нашей земле нижегородской. Давным-давно ходил по Волге силач – бурлак Никитушка Ломов. Плыл он раз по морю, и выпало ему быть дежурным ночью на палубе. Кругом пошаливали разбойники – грабили русских. Товарищи уснули, а Никита Ломов ходил по палубе и посматривал, вдруг увидел лодку с разбойниками, человек двадцать. Он подпустил их, и как только разбойники полезли из лодки на борт, Ломов взял шест (большую палку толщиной в руку, размахнулся вдоль борта и смел их в воду. Вот такой он был сильный. Те, что в лодке остались, пошли на утек, но и их Ломов в покое не оставил: взял якорь, который был пудов 15 (5 мешков песка, и кинул в лодку, лодка с разбойниками утонула.

Воспитатель. Похож ли Никита Ломов на трех былинных богатырей, которых мы с вами видели на картине? Если похож, то чем?

Вот такие силачи жили на нашей земле. А как вы думаете, есть ли в наше время богатыри? Как мы их теперь называем?

Дети. Защитники Отечества.

IV. Стимулирование детских вопросов.

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

Воспитатель. Ребята, вы должны, задавая друг другу вопросы, отгадать, что спрятано в сундучке (картинки с изображением оружия богатырей и современного оружия). Сначала назовите этот предмет, а потом скажите, что им можно делать.

(Мечом — рубить, копьем — колоть, из лука — пустить стрелу, из пушки — палить, из автомата — стрелять.)

Далее ко всем изображениям на картинках дети подбирают общее слово «оружие», затем классифицируют оружие на старинное и современное.

Дидактическая игра

Воспитатель. Образуйте от данных слов с помощью суффиксов существительные и прилагательные.

Сила — силушка, силища, силенка,

дорога — дороженька, дорожка,

сторона — сторонушка, сторонка,

голова — головушка, головка,

рука — ручища, рученька,

большой — большущий,

сильный — сильнейший,

широкий — широчайший.

Дети предлагают разгадать кроссворд «Доспехи богатырей».

По вертикали:

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут. (кольчуга)

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный … (щит)

По горизонтали:

2. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (шлем)

3. Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что, догадались? Конечно же … (меч)

5. …, он вот каков:

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал! (богатырь)

V. Символизация.

Воспитатель предлагает детям «поехать» на площадь Минина (показывает иллюстрации: площадь Минина, памятник Минину и Пожарскому).

Воспитатель. Как называется площадь? В честь кого воздвигнут памятник в сквере? Кто были Минин и Пожарский? Какие памятники защитникам Отечества есть еще в Нижнем Новгороде?

Итог занятия.

Воспитатель. С какими героями-богатырями мы сегодня познакомились?

Публикации по теме:

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Тема :" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Супер-герои в беде» Цель: развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов Задачи: - Продолжать учить самостоятельно составлять и решать.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Сказочные герои в гостях у ребят» Цель: Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования дидактических игр математического.

Конспект НОД по освоению образовательной области «Безопасность» в подготовительной группе «Сказочные герои в опасности» План – конспект совместной деятельности. 1. Тема «Сказочные герои в опасности» 2. Подготовительная группа. 3. Направление: познавательно –.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Былинные герои-богатыри».Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Былинные герои-богатыри». Цель: -познакомить детей с былинными русскими богатырями. Задачи: - познакомить детей с былинными русскими богатырями (Илья Муромец,.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Воспитатель: Склярова В. П. Цель: * Формировать.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Герои нашего времени» Актуальность терроризма, как явления современного мира, не вызывает сомнения. Если XX век можно охарактеризовать с политической точки зрения.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли Русской» Интеграция образовательных областей: познание,.

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Богатыри земли русской» «Богатыри земли русской» Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.

Конспект занятия «Русские богатыри-былинные герои» Программное содержание: Обучающие задачи: сформировать представление о художественных особенностях былины; расширять и обогащать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Былинные герои-богатыри»
Опубликовано: 5 октября 2017 в 17:46
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД