МААМ-картинки

Конспект занятия «Оренбуржье — край любимый» в подготовительной группе

Наталья Кузнецова
Конспект занятия «Оренбуржье — край любимый» в подготовительной группе

Цель:

Формирование у воспитанников целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

Задачи:

Обучающие:

- Развивать познавательный интерес к изучению родного края.

- Формировать знания о природных богатствах края.

- Формировать у воспитанников любовь к родной земле.

- Способствовать социализации воспитанников.

Развивающие:

- Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

Публикация «Конспект занятия „Оренбуржье — край любимый“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Развивать творческие способности детей.

- Развивать популяризацию краеведческих знаний;

- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства края.

Воспитательные:

- Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

- Воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей через духовные, нравственные, патриотические, эстетические и трудовые представления у воспитанников.

Методические приемы:

беседа-диалог, наглядно-демонстрационный метод, художественное слово, отгадывание загадок, игровые, подведение итогов.

Оборудование: карта Оренбургской области, фотографии с изображением городов Саракташ, Соль-Илецк, п. Сакмара, п. Новосергеевкаи их достопримечательностей, корзина с шишками, Презентация «Богатства Оренбургской области»; образцы пуховых платков; аудиозапись песни

«Оренбургский пуховый платок»(композитор Г. Пономаренко, «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца, колокольный звон.

Предварительная работа:

Чтение книг, разучивание стихов о родном крае.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Проведение тематических занятий.

Оформление выставки рисунков, фотографий.

Ход занятия:

Дети под музыку «Край родной» (муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца) входят в группу.

Воспитатель: - Ребята, в какой области мы живем? Конечно в Оренбургской. А вокруг города Оренбурга, который является областным центром нашей области, раскинулись бескрайние земли, степи, поля, луга, леса и много-много городов, сел, деревень. Это все называется Оренбургская область. Она очень большая, такая, что на ее территории запросто смогли бы разместиться целых три небольших государства: Дания, Швеция и Голландия.

Хотите больше узнать о нашей Оренбургской области? Для этого нам надо отправиться в путешествие. На каком транспорте удобнее передвигаться?

Дети: - На машине, на автобусе.

- Посмотрите, это карта Оренбургской области. (Показ слайда №2).Вот здесь находится Оренбург, а вокруг него расположены районы. Что же такое районы? В нашем детском саду есть много групп : младшая, средняя, старшая, подготовительная, а все вместе называются «Детский сад №14 «Золотая рыбка». Вот и на карте мы видим много районов, а все вместе называется Оренбургская область. Каждый район имеет свое название, некоторые из них вы, наверное, слышали: Шарлыкский, Абдулинский, Акбулакский и много других, всего их больше 30. И каждый район чем-то славится. Ведь живут в них замечательные люди.

Воспитатель: Садимся в автобус и отправляемся в ближайший к нам Саракташский район. (Показ слайда №3). Здесь живут лучшие пуховницы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки.

Встречает детей ребенок (Даша А. в роли пуховницы, жительницы Саракташа) и читает стихотворение :

Саракташский район

Шлет глубокий поклон.

Затуманились зарницы,

Воют ветры-степняки.

Вяжут, вяжут пуховницы

Оренбургские платки.

Ах, платочек мой, платочек

Весь в узорах уголочек.

В зимний день, в студену пору

Оренбургский наш мороз

Расчудесные узоры

На платочек перенес.

Воспитатель: - Потрогайте платки, какие они? / ответы детей: легкие теплые, мягкие, пушистые, красивые/. Композитор Г. Пономаренко написал музыку к замечательной песне «Оренбургский пуховый платок».

/СЛУШАНИЕ «ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК» Г. ПОНОМАРЕНКО/

Воспитатель: - А еще в Саракташе есть большой православный комплекс, где много церквей, храмов, даже есть церковная гимназия. Хотите посмотреть?

(показ слайда № 4, 5) Есть здесь и колокольня или звонница. В большие церковные праздники звонят колокола, их очень много, все они разные по величине и каждый имеет свой голос. Сначала призывно и размеренно бьет большой колокол, как бы призывая остальные. Затем включаются колокола поменьше и вот подключаются маленькие колокольчики и звучит колокольный перезвон. (Слушание аудиозаписи колокольного звона)

Воспитатель: - Мы побывали в Саракташском районе, а теперь приглашаю всех в автобус, мы отправляемся дальше.

- Есть в Оренбургской области Бузулукский район. (Показ слайда №6)

Он славен своим сосновым заповедником. Среди широких и привольных степей зеленым оазисом раскинулся Бузулукский бор. (Показ слайда № 7,8)

Воспитатель: Бузулукский бор возник на песчаных дюнах и гривах в бассейне реки Боровки в послеледниковое время. Около шести-семи тысяч лет назад здесь появились сначала островные сосновые и березовые леса. Впоследствии возник сплошной сосновый лесной массив с подлеском лиственных растений. Можно считать, что чистый сосновый бор сформировался около трех-четырех тысяч лет до наших дней. В то время климат был более влажным. В бору существовало большое количество глубоких озер, топких трясин и опасных зыбучих «окон». Об этом свидетельствуют сохранившиеся карты бора XIX века, где нанесено множество водоемов. Позднее — во второй половине XIX века и в начале XX века — в связи с хищническими порубками, лесными пожарами, рядом засушливых лет и другими причинами произошло массовое пересыхание водоемов, что привело к некоторым изменениям природных условий бора.

Ни один лесной массив в нашей стране не подвергся такому детальному изучению. Более ста лет в нем ведется правильное лесное хозяйство. Освоение Бузулукского бора относится к концу XVIII века. С 1852 года здесь начали искусственно разводить лес, а с 1843 года испытываются различные формы рубок. Около 300 печатных работ посвящены исследованиям, проведенным в бору.

Первым ученым, обратившим внимание на бор как мощное лесное сообщество, был крупнейший лесовод Г. Ф. Морозов. Чтобы вывести бор из тяжелого и запущенного состояния, он ценою огромных усилий добился основания в 1903 году Борового опытного лесничества.

Достопримечательностью бора являются две сосны в возрасте 300–350 лет в 118–119 квартале Борового-Опытного лесничества. Одна из этих сосен имеет высоту более 30 метров и диаметр 145 сантиметров.

Федор Г., в роли лесника, приглашает нас поиграть в игру «Кто быстрее соберет шишки» :

Вам привет сегодня шлет

Бузулукский весь народ.

В Бузулукском бору

Шишек я наберу.

Заповедник наш большой,

Сосны там стоят стеной.

Прямо в руки ребят

Шишки с веток летят.

Проводится игра «Кто быстрее соберет шишки». Воспитатель: - Ребята, вам понравилось в Бузулуке? Давайте скажем спасибо леснику за интересную игру, а мы отправляемся дальше в Новосергеевский район, который славится молочными продуктами. (Показ слйдов № 9, 10)

Ангелина Т. (в роли молочницы, на ней одет белый халат) читает стихотворение :

Новосергеевцы спешат

Всех порадовать ребят

Маслом, сыром, молоком,

Сладким, вкусным творожком.

Наши коровы

Ухожены, здоровы.

И душевно так мычат,

Словно спеть они хотят.

Воспитатель: - Спасибо, молочница. Наши ребята очень любят молочные продукты. Что вы знаете о пользе молочных продуктов для роста и развития детей? (ответы детей) А нам пора ехать дальше, дорога нас ждет не близкая, а продолжим свое путешествие по степным районам области на коне:

Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду — полечу, (подскоки на месте)

Цок — цок — цок,

Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)

Воспитатель: - Вот и добрались мы до Соль-Илецка. (Показ слайда № 11)

Здесь расположено целебное озеро Развал.

Воспитатель: - Много веков назад на месте озера была соляная гора Туз-тубе (в переводе с казахского — крыша соли). В результате многовековой разработки гора была разобрана. На ее месте образовался котлован глубиной 18 метров. (Показ слайда № 12). В 1906 году воды реки Песчанки прорвались в него и образовали озеро. Дном озера и его берегами являются пласты соли. Этот перенасыщенный раствор называется рапой. Озеро связано с подземными водами. На западном берегу в летнее время можно видеть маленькие ручейки — роднички. Соленая вода из них поступает в озеро. Периодически озеро Развал уходит в шахту, затем снова возвращается. Последний уход был несколько лет назад. У северного берега образовалась трещина шириной 8 - 10 метров и длиной 100 - 150 метров. Вода ушла в шахту № 1. Прошли годы, шахту полностью затопили, и вода вновь вышла на поверхность. Озеро Развал имеет площадь около 7 гектаров, длина его 300 метров, ширина 25 метров, глубина -12 - 18 метров. В зависимости от времени года, наличия осадков, развития карстовых явлений, размеры, концентрация солей и глубина озера колеблются.

На восточном берегу озера имеется пляж из мелкозернистого песка в смеси с солью. (Показ № 13)

Крутой западный берег отступает от озера па 3 - 5 метров. Высота его достигает 8 - 10 метров. Берег имеет беловатый цвет из-за соли. (Показ слвйда № 14)

Это остатки соляной горы Туз-Тубэ, которая возвышается над поверх-ностью месторождения. Северный берег за последние годы спланирован и сделаны трапы - переходы к озеру для удобства купающихся. Озеро относится к редким водным бассейнам, является государственным заказником и подлежит охране.

А еще в Соль-Илецком районе растут замечательные сладкие сахарные арбузы. (Показ слайда № 15)

Соль-Илецкие арбузы

Очень любят карапузы.

Их не просто собирать,

Кто нам будет помогать? (предлагаю детям под музыку имитировать движения сбора арбузов)

Воспитатель: - Спасибо Соль-Илецкому району, а нас вновь ждет автобус и мы отправляемся в Сакмарский район.

А чем он славится Сакмарский район (Показ слайда № 16) – догадаетесь, когда отгадаете загадки:

***

Растет она – в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире.

- картошка –

***

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

- капуста -

***

Красная девица

Росла в темнице,

Люди в руки брали,

Косы обрывали.

- морковь –

***

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? …

- свекла –

***

Сразу этот овощ по цвету узнают,

Синим господином все его зовут.

С кожурой блестящей и продолговат,

Угостить он взрослых и детишек рад.

- баклажан -

***

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

- перец –

Воспитатель: - Кто догадался, ребята, чем богат Сакмарский район? (Показ слайда № 17)

Дети: Овощами.

Артем Н. расскажет нам, чем богат Сакмарский район.

Из Сакмарского района

Привезли мы овощей.

И капусту, и картошку

И для супа и для щей.

Итог занятия :

Воспитатель: - Нам пора возвращаться. Садитесь в автобус и поехали.

Сегодня мы узнали лишь о нескольких районах Оренбургской области. Кто назовет эти районы?

Дети: - Мы сегодня узнали о Саракташском, Бузулукском, Новосергеевском, Соль-Илецком, Сакмарском районах Оренбургской области.

Воспитатель: Мы узнали, чем славятся эти районы. Что вам больше всего понравилось? Кто из вас назовет достопримечательности районов? (ответы детей)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Фотоотчёт об интегрированной НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Фрукты и овощи. Сбор урожая в Оренбуржье»Фотоотчёт об интегрированной НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Фрукты и овощи. Сбор урожая в Оренбуржье» Цель:Расширять представления детей об овощах, особенностях их произрастания и о пользе витаминов,своевременной уборке овощей и фруктов.

Конспект беседы «17 сентября — День освобождения Брянщины». Детское творчество по теме «Брянщина — мой любимый край»Конспект беседы «17 сентября — День освобождения Брянщины». Детское творчество по теме «Брянщина — мой любимый край» Конспект беседы «17 сентября - День освобождения Брянщины». Детское творчество по теме "Брянщина-мой любимый край" Цель: расширить представление.

Конспект НОД по рисованию «Мой любимый сказочный герой» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Мой любимый сказочный герой» в подготовительной группе Тема. «Мой любимый сказочный герой». Рисование карандашами. Задачи. Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося.

Конспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группеКонспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группе Интеграция ОО:" Социально - коммуникативное развитие", Познавательное развитие ", Речевое развитие ", " Художественно - эстетическое развитие.

Конспект занятия по рисованию к 23 февраля «Папочка, любимый мой!» с детьми подготовительной группыКонспект занятия по рисованию к 23 февраля «Папочка, любимый мой!» с детьми подготовительной группы Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой любимый пёс Барбос»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мой любимый пёс Барбос» Интеграция ОО: " Социально - коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно - эстетическое.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Край родной навек любимый!» .

Конспект занятия по ИЗО деятельности «Наш край — Кузбасс» в средней группеКонспект занятия по ИЗО деятельности «Наш край — Кузбасс» в средней группе Занятие по ИЗО деятельности «Наш край Кузбасс». Фотоотчёт Средняя группа. Цель: Знакомство с профессией шахтёр. Задачи: Воспитывать уважение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Оренбуржье — край любимый» в подготовительной группе
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 18:44
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД