Конспект занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Былины как  источник народной мудрости»

наташа смирнова
Конспект занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Былины как  источник народной мудрости»

Кемерово МБДОУ №199

Тема: «Былины – как источник, народной мудрости».

Цель: Формирование представления детей о былинных героях Руси, их характерах, внешнем виде, доспехах.

Задачи: Уточнять и закреплять знания детей о русских богатырях, о былинах, их происхождении, авторстве, содержании, значении; вызывать интерес детей к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за Богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкально- художественная.

Прогнозируемые результаты: Дети проявляют познавательные способности, интерес и стремление подражать героям былин. Готовы к индивидуальному самовыражению. Эмоционально реагируют на ситуацию.

Содержание организованной деятельности:

1. Беседа.

Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую, да на складную, чтобы красные девицы послушали, а добры молодцы призадумались.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матушкой.

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

- «Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость, а кто же такие богатыри? (Это герои русских былин, защитники земли русской, которые совершали подвиги и прославляли свою Родину)

- А каких богатырей вы знаете? (Перечислить)

- Кто же придумал эти удивительные былины и как они сохранились до наших дней? (Сочинял эти истории русский народ. Передавались они из уст в уста, так как на Руси в то время не было письменности)

- Из былин мы узнали как люди жили в Древней Руси, какие события происходили. Скажите ребята. а наше время богатыри бывают? (Это смелые солдаты, пожарные, олимпийские чемпионы, а у нас в Кузбассе – это шахтёры)

- Много богатырей на земле Русской, а какие качества объединяют их всех? (Сила, смелость, мужество, отвага, выносливость, храбрость ….)

2. Пословицы.

- Давайте вспомним пословицы о смелости и отваге русских воинов.

-Кто смел, тот на коня сел.

- Смелость города берёт.

- Богатыри ни с мечом, ни с калачом не шутят.

- Храбрый побеждает, а трус погибает.

- Не родом богатырь славен, а подвигом.

3. Игра-хоровод «Дуб- дубок»

- Кто помнит с каким деревом на Руси сравнивали богатырей? И почему?

(Дуб, он огромный. могучий, высокий, крепкий)

- Уходя на битву, богатыри брали с собой дубовый листок и горсть родной земли. Я вам тоже хочу подарить талисманы (Листочки дуба, чтобы вы были смелыми, сильными, храбрыми, как былинные герои

У нас рос дубок- вот таков!

Корень его- вот так глубок!

Листья его- вот так широки!

Ветки его – вот так высоки!

Ах ты, дубок, как ты могуч!

А на ветру как ты скрипуч!

Дай мне силы, отваги,добра!

Чтобы землю родную,

Защитить от врага!

4. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»

- Подвиги русских героев- богатырей отражены не только в стихах и песнях, но и в творчестве художников. Кто написал эту картину? Кто изображен на ней? Куда смотрят богатыри? (Смотрят в даль, не видать ли врагов)

- Кто был надежным, верным другом богатырей? (Кони были под стать своим хозяевам ; огромные, огромные, могучие, выносливые)

5. Драматизация богатырских потешек.

- Предлагаю вам облачиться в богатырские доспехи, взять в руки щит и меч и представить себя богатырями! (Дети читают потешки)

Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый-

От врагов защищена

Наша матушка- земля!

Не скакать врагам по родной земле,

Не топтать коням землю русскую,

Не затмить им солнце красное

И не брать им в плен красных девушек!

Ой, вы гой еси, люди добрые,

Много ходим мы по родной земле,

Охраняем мы землю Русскую,

От врагов лютых. Гостей непрошенных,

Век стоит Русь, не шатается и века простоит не шелохнется!

- Как вы думаете, что нужно делать чтобы стать настоящими богатырями?

(Заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, слушаться взрослых, любить свою Родину, не обижать маленьких, помогать слабым….)

6. Рассматривание богатырских доспехов.

- Обратите внимание на то, как одеты богатыри!

(Дети перечисляют доспехи, из чего они были сделаны, для чего нужны)

- Меч был главным оружием богатырей, его еще называли булавой. Меч был дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну, каждый меч украшали разными узорами. Верили что рисунок сделанный своими руками принесет удачу и послужит оберегом.

7. Рисование узора на рукоятке меча пером.

- Предлагаю вам самим расписать рукоятку мяча пером, ведь на Руси не было карандашей, ручек. Давайте вспомним, что изображали на щитах и мечах богатырей? (Солнце. траву, листья, птиц, животных, колосья – которые символизировали богатство)

8. Итог.

- В былинах мы читали о богатырских яблоках. Кто их отведал, тот получал богатырскую силу, никогда не болел и если встречался с врагом, то выходил из боя победителем. Я для вас приготовила эти волшебные яблоки, мне очень хочется, чтобы вы выросли дружными, сильными, здоровыми, не давали в обиду слабых, берегли и прославляли свою Родину.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Дорога к истокам народного творчества» Проект «Дорога к истокам народного творчества» Дубина О. В. Муз. руководитель МДОУ №224 г. Кемерово Цель проекта: Разработать и экспериментально.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Былины как  источник народной мудрости»
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 18:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Снежинка-куколка»
Мастер – класс «Снежинка - куколка». Цель: изготовление новогодней поделки. Задачи: совершенствовать навыки конструирования; развивать глазомер;...
«Новогодние фантазии». Оформление группы детского сада
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
У нас в гостях артисты театра (фотоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички! В январские каникулы, в нашем детском саду в гостях побывали артисты театра из Дворца культуры имени...
Эссе «Я сердце отдаю детям»
Мне нравится быть воспитателем. Эта - очень трудная, но интересная и нужная профессия! Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается характер ребёнка, его...