Лучший педагог года

Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина» (2 фото)

Валентина Харькова
Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина»

Воспитатель Харькова В. П.

Программное содержание.

Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);

Обогатить представления детей об использовании глины человеком;

Продолжать учить проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Расширять знания о народной глиняной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской. Закрепить знания детей о камнях, их использовании.

Материал :

Халаты для проведения опытов, бейджики каждому ребёнку.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Волшебный материал-глина“» размещена в разделах

Емкости с камнями, землёй, глиной, песком. Полевой шпат.

Лупы, стаканы пластиковые с водой, ложки.

Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая, салфетки влажные, доски для лепки.

Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами.

Фарфоровые статуэтки: конёк - горбунок, золотая рыбка, балерина, Аленушка и др.

Карточки – схемы по теме «Камни». Модель обследования глины.

Ход занятия.

Воспитатель: послушайте загадку

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий-

В ладошке лежать.

Тяжёлый, большой-

Одному не поднять.

Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? (Дети, используя карточки обследования камня, рассказывают о камнях).

Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина»

Правильно, камни имеют разную форму, размер, поверхность, вес, они тяжёлые.

Попробуйте отгадать еще одну загадку.

Гончар для меня разведет жаркий пламень.

Сухая, я твердой бываю - как камень.

Размочат - как тесто, податливой буду.

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата.

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая.

Узнали, ребята, кто я такая? (В. Мирясова)

Воспитатель: верно, это глина. Сегодня мы с вами будем говорить о глине.

Воспитатель: сейчас оденьтесь для работы в нашей лаборатории и сядьте за столы. На них стоят подносы. Что вы видите?

Воспитатель: какого цвета глина? Дети. Она коричневая.

Воспитатель: а бывает глина другого цвета?

Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет:

красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый.

Больше всего на планете глины серого цвета.

Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда (показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету.

Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

Дети. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.

Воспитатель: если в первый стакан сначала опустить комочек глины, в другую - камешек, а затем размешать воду ложкой, что произойдет с водой?

Дети выдвигают различные гипотезы. ( Мнения разделяются: одни утверждают, что вода в пробирке с глиной станет "грязной", помутнеет, другие - что вода останется прозрачной в обеих пробирках).

1 опыт.

каждый ребенок, сначала опускает глину и камешки в стаканы и потом, помешивая воду палочкой, убеждается в верности первой гипотезы (вода в пробирке с глиной становится мутной, т. е. глина растворяется в воде; в другой пробирке вода остается прозрачной - камень в воде не растворяется).

Воспитатель: а как вы думаете: дружит ли глина с водой?

Давайте проверим.

2 опыт.

Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Воспитатель: да, глина - плохой проводник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду?

3 опыт.

Давайте еще раз попробуем (наливает воду в песок). Какой вывод можно сделать?

Дети. Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.

Воспитатель: скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.

Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель: посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?

Дети. В глине все частицы слипшиеся.

Воспитатель: они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Оказывается, её пылинки когда – то были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель: Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.

Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?

Дети. Глина мягкая, меняет форму.

Воспитатель: мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить.

Воспитатель: позже мы будем лепить, а сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».

- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу, взявшись за руки)

- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

Воспитатель: садитесь за столы, кто хочет рассказать, что мы узнали о глине?

Фото «Волшебный материал-глина»

Вам поможет карточка обследования глины. Дети рассказывают: глина серого цвета, мягкая, влажная, из неё можно лепить посуду и игрушки.

Воспитатель: как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки.

Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная.

Вспомните, как делают глиняные игрушки?

Глину замешивают в воде, когда она становится мягкой, из нее лепят игрушки,

которые затем обжигают в печи. Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными.

Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.

Воспитатель:

Из глины также делали посуду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки. Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная — белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает).

Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.

Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).

Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

1 -я экспозиция — глиняная игрушка.

Посмотрите, какие красивые изделия!

Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки.

Какие игрушки собраны в этой экспозиции? ( Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.

2-я экспозиция - керамические изделия.

Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - молоко не скисает.

3-я экспозиция - фарфоровые статуэтки и глиняные.

Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.

4-я экспозиция - кирпичи.

Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.

Воспитатель:

Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий.

Публикации по теме:

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина»
Опубликовано: 13 июня 2014 в 21:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД