МААМ-картинки

Конструирование как средство развития творческих способностей и развитие речевой активности у старших дошкольников

Наталья Лавских
Конструирование как средство развития творческих способностей и развитие речевой активности у старших дошкольников

Конструирование - как средство развития творческих способностей и развитие речевой активности у дошкольников старшего дошкольного возраста.

Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием, как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - настраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Проблема актуальна тем, что в процессе целенаправленного обучения конструированию, осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т. п., что важно для подготовки детей к обучению в школе. Занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, носят коррекционную направленность, тук как они способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Поэтому мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей и развитию речевой активности старших дошкольников посредством конструирования.

Публикация «Конструирование как средство развития творческих способностей и развитие речевой активности у старших дошкольников» размещена в разделах

Для реализации намеченной цели: «Развитие творческих способностей и развитие речевой активности дошкольников через конструктивную деятельность» были определены следующие задачи:

Задачи: • Создать необходимые условия для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности; приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства;

Развивать мышление, воображение дошкольников, коммуникативные способности, конструкторские навыки и умения, развивать сенсомоторику.

• Воспитывать у детей инициативность, коммуникабельность, любознательность, находчивость и самостоятельность.

Выделяют два вида конструирования : Техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и картона, из бросового и природного материала). Конструирование тесно связано с игровой деятельностью: дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры; создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета.

В процессе конструирования развивается : • речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.,) • дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д., формируются важные качества личности: • трудолюбие, • самостоятельность, • инициатива, • упорство при достижении цели, • организованность. Воспитываются первоначальные навыки работы в коллективе: • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) • работать дружно, не мешая друг другу.

В своей работе использую следующие формы организации обучения конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности.

Конструирование по образцу обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. А рассказывание – поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

Конструирование по теме позволяет детям самим создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал.

Конструирование по замыслу развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок.

Конструирование по условиям задачи выражается через условия и носит проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.

При правильно организованной деятельности дети приобретают: конструктивно-технические умения : - сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. -делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д. обобщенные умения: -целенаправленно рассматривать предметы сравнивать их между собой и расчленять на части видеть в них общее и различное находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение -других частей делать умозаключения и обобщения.

Важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность.

Для воспитания самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх, развития их творческих способностей и развитию речевой активности разработала комплекс дидактических игр по типу «Танграм», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей, из специальных наборов геометрических конструкторов. Живой и образной может быть игра из спичек. Животные, человечки, домики, деревья из спичек, счетных палочек легко меняют положение своих составляющих, трансформируются друг в друга. Наборы геометрических фигур в играх могут заменять предметы-заменители (пробки от пластиковых бутылок, спичечные коробки, коробки от конфет и т. п.) Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, количество предметов может быть ограничено, может нет, и нет жестко заданной схемы (последовательности действий, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Выбор конструктивной задачи определяется игровой прблемной ситуацией: «Кукла устала, построй ей стульчик», «Нуф-Нуф и Наф-Наф остались без домика, построй им домик», «Африканские звери заболели» - строим самолет доктору Айболиту, «Укотенка нет друзей»- ему нужна помощь и многое другое.

Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.

Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам. При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: беседы, выставки, конкурсы, папки – передвижки, родительские собрания и консультации, на которых рассказываю о важности развития конструктивных способностей у детей. Так же участвую вместе с детьми в конкурсах по конструированию.

Все занятия по развитию творческих способностей и развитию речевой активности проводятся в игре. 1. Каждая игра представляет собой набор задач 2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности 5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей и развитию речевой активности. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить- что, за чем, как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогощают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность.

Занятия носят познавательный характер. На них идет обсуждение тем, связанных с тематическим еженедельным планированием. По изучению словарно – лексических тем: «Дикие и домашние животные», «Дом: строительные профессии», «Мебель», «Транспорт», «Животные жарких стран», «Мое Отечество – Россия» и т. д. В нашей группе дети охотно занимаются конструированием. Они с огромным желанием работают с кубиками «Лего», со строительным деревянным конструктором : «Делаем мебель для куклы», «Строим аэродром», «Строим гараж для машины», «Строим город», конструируют конструктором из спичек и палочек по схеме, делаем с ребятами разные аппликации, в том числе и в нетрадиционной технике: «Подсолнух», «Флаг России», «Подарок папе к 23 февраля», «Украсим тарелочку», «Замок», делаем с ними поделки из бросового материала.

Выбор материала для конструирования очень велик и разнообразен. Это и кубики, и строительные наборы : цилиндры,конусы, арки,бруски и другие элементы. Конструкторы типа Лего, болтовые, магнитные, мягкие конструкторы, конструкторы-лабиринты.

Основными приемами обучения являются следующие: показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

При правильно организованной деятельности дети приобретают: конструктивно-технические умения : - сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. - делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д. обобщенные умения: -целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположениедругих частей, делать умозаключения и обобщения.

Важнейшим средством активизации творческого развития и речевой активности детей является способность мыслить и вносить элементы творчества в свою деятельность. В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

При изготовлении коллективных работ проявляется речевая активность. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. В процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь.

Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствуют расширению пассивного и активного словаря. В результате целенаправленной системы работы по конструированию можно улучшить качественные характеристики речевого, психического, интеллектуального развития мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам : последовательности, активности, систематичности, научности, индивидуального подхода, наглядности, доступности, прочности.

Таким образом, работа по развитию творческих способностей в процессе конструирования способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности. У детей формируются умения устанавливать причинно – следственные связи, учатся понимать назначение предметов, развивается мышление, сообразительность, наблюдательность, любознательность. Кроме того, у детей расширяется кругозор, пополняется словарь, развиваются творческие способности и мелкая моторика рук,особенно ловкость пальцев. Ребята узнают много нового о труде взрослых, учатся уважительному отношению к этому труду. В дальнейшем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень, использовать конструирование с учетом современных требований.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностейLEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст - яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование как средство развития творческих способностей и развитие речевой активности у старших дошкольников
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 18:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД