Получи документы

Консультация «Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости»

Наталия Гаврилова
Консультация «Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости»

Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости

Бытует мнение, что детству непременно свойственны состояния радости, оптимизма и счастья. Взрослым советуют учиться этим прекрасным состояниям у детей, быть такими, как дети: непосредственными, радостными, счастливыми. Однако в современной ситуации социализации, порой, в агрессивно настроенной среде ребенок чувствует страх, незащищенность, растерянность, неуверенность и прочие несвойственные ребенку состояния. И в этих условиях ребенок нуждается в поддержке и помощи взрослого.

Публикация «Консультация „Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости“» размещена в разделах

Действительно, все чаще и чаще в средствах массовой информации и в научных исследованиях речь идет о стрессогенных факторах социализации личности ребенка, в частности, и дошкольного возраста. Негативные тенденции в динамике ухудшения физического и психического здоровья детей на протяжении последних лет фиксируются как отечественными, так и зарубежными исследователями. Бесстрастная статистика сообщает о росте числа соматических и психических заболеваний среди детей, детских неврозов.

Поэтому сегодня становится особо актуальной проблема взаимодействия ребенка с окружающим миром, формирования у него жизненной стойкости, уверенности, способности верить в свои силы, которая обращает внимание к эмоциональному миру детей, их психическому и физическому здоровью.

Возникает вопрос: как ребенку противостоять негативным явлениям, не впасть в отчаяние при неудачах? Путь один – помочь ребенку стать оптимистом, сформировать у него стрессоустойчивость к жизненным неурядицам.

Для решения данной важной задачи необходимо предвидеть возможные стрессовые факторы социализации личности ребенка, разработать средства их профилактики и преодоления детьми, а также подобрать адекватные возрасту технологии формирования стрессоустойчивости у дошкольников.

Общими причинами стресса у дошкольников, по мнению психологов, могут быть, как факторы физического плана, например, болезнь, травмы, физические недостатки; явления социального плана, к которым можно отнести: детские страхи, конфликты с детьми и со взрослыми, гибель домашнего животного, развод родителей, расставание с дорогими людьми, смерть близкого человека, применения насилия, появление нового ребенка в семье, смена места жительства, военные действия; так и факторы природного характера – природные катастрофы.

Сказанное нацеливает на необходимость формирования у детей, особенно у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, такого качества, такой личностной черты, как стрессоустойчивость.

Фундамент стрессоустойчивости составляет степень сформированности у ребенка любви к самому себе или самопринятия, причем, безусловного принятия самого себя таким, какой есть (со всеми достоинствами и недостатками).

Вторая характеристика стрессоустойчивости – это оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. Позитивное (саногенное) мышление, позволяющее замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому.

Третья составляющая – овладение ребенком стратегиями и тактикой преодоления, переживания негативных эмоций (страха, печали, злости, а также техникой сублимации, т. е. таким защитным механизмом психики, позволяющим снимать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей или творчество.

Четвертая характеристика стрессоустойчивости – умение расслабляться, релаксироваться, снимать мышечные зажимы.

В психолого-педагогической практике используют различные средства, повышающие стрессоустойчивость и предупреждающие возникновение стрессовых ситуаций. Одним из наиболее адекватных детскому возрасту, характеру влияния на личность и результативным средством являются арт-терапевтические техники («арт-терапия» в переводе с англ. «исцеление искусством»).

Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний детей. Во время выполнения по арт-терапевтических упражнений ребенок получает важное послание от собственного подсознания, которое контактирует с сознанием, и этот диалог позволяет увидеть то многое и важное, что скрыто внутри. Другими словами, арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям, вызывают у ребенка удовольствие и интерес.

В целях коррекции и развития различных сфер личности рекомендуется использовать комплекс арт-технологий.

Арт-изо

Арт-лепка

Арт-песок (sand-art)

Арт-сказка

Арт-театр

Арт-музыка

Арт-ритм

Какие же задачи решаются при использовании арт – техник:

1. Гармонизация эмоционального состояние детей.

2. Развитие позитивного мышления.

3. Формирование жизнерадостного и оптимистического отношение к различным ситуациям жизни.

4. Обучение детей способам регуляции психоэмоционального состояния, снятия нервного напряжения средствами арт- техник.

5. Развитие творческих способностей детей.

Материалы, используемые при использовании арт – техник характеризуются большим разнообразием.

Кратко раскроем особенности каждой из арт-техник :

Арт-изо опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях, ее цель – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Эффективность применения изотерапии основывается на том, что метод позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом:

• скрытые переживания выражаются свободнее и легче;

• неприятные или тяжелые переживания не воспринимаются, а преобразовываются в творчество;

• появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них.

Технология арт-лепка основана на психотерапевтическом методе глинотерапии. Глинотерапия (пластилинотерапия) Вымешивание разнообразных пластических материалов позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт, подумать, осмыслить, выбрать, принять решение; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует обучению новым моделям поведения и развитию творчества.

Технология sand-art (арт-песок) искусство рисования песком и на песке предполагает специально созданную песочную среду (специальные подносы для рисования песком, световые планшеты и столы). психотерапевтическое влияние песка на ребенка (песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать на себе негативную психическую энергию). Поэтому, манипулируя песком (разглаживания его, пересыпая, просеивая песок между пальцами и пр.) ребенок получает от действия, созерцания и ощущений душевное равновесие, которое может усиливаться посредством проведения определенных линий (например, параллельных). Рисование песком выступает в качестве действенного средства развития эмоциональной сферы дошкольников, гармонизации эмоциональных состояний и профилактики эмоционального неблагополучия у детей.

Технология арт-сказка опирается на методы сказкотерапии Эта технология дает положительные результаты с дошкольниками с проблемами, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости) и позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. И даже в том случае, когда на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.

При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка.

Технология арт-театр опирается на техники имаготерапии (от лат. imago — образ) и куклотерапии.

Задачами которой являются:

- укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

- воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;

- развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;

- тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

- создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Реализация технологии арт-театр предполагает использование различных видов театра: кукольного, настольного, теневого и пр.

Технология арт-музыка

В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Технология арт-ритмика

В основе применения данной арт-технологии, основанной на танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения.

Основная задача танцевально-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного «Я».

Необходимо отметить, что в основе каждой из выше приведенных арт-технологий лежит тот или иной вид арт-терапии, методы которой может использовать педагог - психолог. Педагог в своей работе реализует элементы методов арт-терапии, делая акцент, прежде всего, на развитие и коррекцию негативных проявлений в той или иной сфере личности ребенка.

Арт-терапия апеллирует к символической функции искусства. Через работу с символическим материалом у ребенка развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

Методы арт-терапии позволяют выразить эмоции, что очень важно в работе с негативным состоянием, трансформировать негативные эмоции, болезненные переживания, помогают найти ответы на мучающие вопросы, противостоять стрессу, управлять им.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство формирования социально-коммуникативных навыков ребенка Одной из основных задач педагогов дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО является выбор методов и форм организации работы с.

Арт-терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов «Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов» Юдина Наталья Владимировна ГБДОУ № 25 В жизни человеку приходится.

Игры и игровые ситуации как средства развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Хорькова А. А. г. Челябинск, Россия, МБДОУ№106.

Использование алгоритма как средства формирования игровых умений Все мы знаем, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Чтобы было понятно, о чём мы говорим, давайте обратимся к самому определению.

Использование метода монотипии как средства речевого развития старших дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОНОТИПИИ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Антонова Марина Сергеевна Аннотация: В данной статье.

Консультация для педагогов. Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Поступление ребенка в дошкольное учреждение.

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

План самообразования «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Актуальность: Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки.

Консультация «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Арт-техники как средства формирования у дошкольников стрессоустойчивости»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 13:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД