Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями»

Людмила Тимонина
Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями»

Нарушение в овладении предложно-падежных конструкций.

Наиболее характерными ошибками у употреблении предложно-падежных конструкций дошкольников с ОНР являются следующее:

- пропуск предлога при правильном употреблении флексии: кубик коробке (вместо на коробке)

- правильное употребление простых при неправильных флексиях: Кубик лежит в коробка.

- Замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: Мяч лежит на столе (вместо под столом)

- Замена одной предложно-падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением: на альбоме (взяла с альбома); при этом наблюдалось смешение значений места и направления движения.

Приведенные ошибки свидетельствуют о трудностях, которые испытывают дети с ОНР при необходимости одновременного различения двух элементов, выражающих языковое знание, таких как предлог и флексия, один из которых является служебным словом, а другой выполняет лишь формально-языковую функцию.

Исследования показало, что у детей с ОНР не сформирована система предлогов языка. В процессе исследования выявлено два уровня нарушения предложно-падежных конструкций:

- семантические нарушения;

- нарушения на формально-языковом уровне;

- таким образом, детей с ОНР выявлены существенные нарушения, как на семантическом, так и на формально-языковом уровне.

Нарушение в усвоении предлогов на семантическом уровне проявляются:

- в пропуске предлогов

- в нарушении дифференциации предлогов по значению – при этом с ОНР допускают замены как семантически близких предлогов, например, на – в; в – из (со значением направления движения, так и предлогов более далеких по семантике, например, под –в, за – на, перед – на (со значением места).

- В трудностях дифференциации одного и тог же предлога с различным значением, например, в – в значении места и направления движения (в альбом – в альбоме);

- неусвоение различия антонимичных предлогов (под стол – из-под стола).

Нарушение на формально-языковом уровне проявились в неправильном употреблении флексий, в несоответствии флексии употребляемому предлогу (в коробку, под альбому).

Исследования выявило три варианта нарушения у детей с ОНР.

Первый вариант характеризуется тем, что предлоги воспроизводятся лучше, чем формальные элементы словоизменения – флексии. Это противоречит тенденциям нормального онтогенеза. Известно, что при нормальном речевом развитии усвоение предлогов осуществляется после того, как усвоены многие флексии языка. Объяснением этому факту может служить то, что предлоги, являясь самостоятельным словом, обладают более выраженной и конкретной семантикой, чем флексии, имеющие отвлеченное, абстрактное значение.

Таким образом, если при нормальном развитии речи дети первоначально усваивают окончания слов, как наиболее значимые по своей функции элементы в структуре языкового знака, то при нарушенном развитии внимание детей может сдвигаться в сторону семантически более яркого и значимого элемента – предлога.

При втором варианте наблюдается отсутствие, неточное употребление предлогов при правильном оформлении соответствия предлога и флексии.

Третий вариант (наиболее распространенный) проявляется в хаотичном использовании предлога и окончания. Дети с ОНР не замечают, что предлог и флексия связаны отношением симультанности, что их комбинация выражает единое грамматическое значение словоформ.

Данные констатирующего эксперимента показали, что дети с ОНР неправильно употребляют даже некоторые простые предлоги, которые усваиваются детьми с нормальным развитием в период до трех лет, что свидетельствует о существенном нарушении в усвоении предложной системы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Особую сложность.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Головоломки
Автор публикации:
Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями»
Опубликовано: 20 октября 2013 в 22:47
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...