Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ «Современные формы взаимодействия с семьей»

e.ba
Консультация для педагогов ДОУ «Современные формы взаимодействия с семьей»

Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром : с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т. д., и т. п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует. Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Современные формы взаимодействия с семьей“» размещена в разделах

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой и рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строится на основе единого понимания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует совершенствованию их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

Планируя ту или иную форму работы, педагоги всегда исходят из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираются следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.

В сотрудничестве дошкольного учреждения и семей воспитанников используются разные методы и формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей воспитанников педагогическими знаниями. Формы сотрудничества педагогов с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные, досуговые, познавательные.

К коллективным относятся: презентация дошкольного учреждения, родительские собрания, конференции, «Круглые столы», тематические консультации, беседы, Дни открытых дверей, дискуссии по какой – либо существующей проблеме в воспитании и образовании детей, «Устные журналы», лекции, тренинги, родительские клубы и кружки, «Гостиная для родителей», родительские конференции, педагогические брифинги, совместная проектная деятельность, акции, мастер - классы

К индивидуальным – посещение семьи, педагогические консультации, беседы с родителями, тренинги, анкетирование, социологические опросы и срезы.

Наглядно – информационные формы организации общения педагогов с родителями условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительную и информационно – просветительскую. В эти формы входят : ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения через наглядную информацию; особенностями воспитания детей в виде информационных проспектов для родителей, буклетов, папок – передвижек, открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей; выпуск стенгазет, мини – газет, организация мини – библиотек; записи на магнитофон бесед с детьми; видеофрагменты и видеофильмы организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, праздников, развлечений; фотовыставки, выставки детских работ и семейных работ и др.

В последнее время широко используется работа с родителями через персональные сайты ДОУ. На сайтах существуют странички: «Гостиная», «Для вас, родители», «Наши группы», «Дополнительные образовательные услуги», «Прием детей в детский сад» и др. На данных страничках родители всегда могут найти для себя полезную информацию, задать вопросы заведующему, педагогам и специалистам ДОУ.

С расширением сети Интернет родители активно привлекаются к участию во Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной нетрадиционной форме относят проведение педагогами ДОУ совместных досугов, праздников, утренников, конкурсов с родителями и детьми, чаепитий, празднование Дней именинников группы, Юбилейных событий и др.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Данная форма работы строится коллективно, на основе открытости, инициативы, диалога, искренности в общении, отказа от критики и оценки партнера по общению. Например, в познавательной форме нетрадиционным методом можно провести родительское собрание по мотивам телевизионных игр: «КВН», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца». А также организовать мастер – классы, экскурсии, консультации, семинары - практикумы и др.

Актуальной задачей во взаимодействии с родителями продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и помощи специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких – то конкретных и важных случаях и вопросах семьи.

Таким образом, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Литература:

1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.

2. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей Детский сад и семья – два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети выросли.

Консультация для педагогов «Формы работы с семьей» Педагогический консилиум. В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, педагога-психолог, учителя логопед, медсестру, членов.

Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» А. С. Макаренко.

Основные направления и формы взаимодействия с семьей Основные направления и формы взаимодействия с семьей Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Семинар-практикум «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе» Самоанализ семинара-практикума Вашему вниманию представлены материалы семинара-практикума, проведённого в детском саду №4 «Родничок». В.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие.

Современные формы взаимодействия с семьей как условие внедрения ФГОС дошкольного образования В связи с переходом работы дошкольных учреждений по ФГОС, настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

«Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ». Консультация для воспитателей Слайд1 Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Современные формы взаимодействия с семьей»
Опубликовано: 13 декабря 2015 в 11:02
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД