Папки-передвижки

Консультация для педагогов и родителей «Коммуникативные игры для дошкольников»

Анжела Кулеш
Консультация для педагогов и родителей «Коммуникативные игры для дошкольников»

Консультация для педагогов и родителей

Коммуникативные игры для дошкольников

Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия с другими людьми.

Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения. Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать игру.

Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Коммуникативные игры для дошкольников“» размещена в разделах

Ниже описаны некоторые коммуникативные игры для разного возраста

Приветственные игры

Приветственные игры помогают детям овладеть начальными навыками культуры общения- разными формами приветствия. Такие игры можно использовать в качестве ритуальных- включать одну и ту же игру в течении продолжительного времени в определенный режимный момент. Например, хорошо начинать с приветственной игры утреннюю гимнастику.

«Здравствуйте, ладошки!»

(для младших дошкольников)

Главная цель: формирование контроля за движениями.

Дополнительные цели: развитие способности концентрировать внимание; развитие умения различать части своего тела.

Ход игры:

Здравствуйте, ладошки!

(руки вперед, поворачивать ладони вверх-вниз)

Хлоп, хлоп, хлоп!

(3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки!

(«пружинки»)

Топ, топ, топ!

(топаем ногами)

Здравствуйте, щечки!

(гладим ладонями щечки)

Плюх, плюх, плюх!

(легко хлопаем по щечкам 3 раза)

Круглые мешочки!

(круговые движения кулачками по щекам)

Плюх, плюх, плюх!

(легонько ударяем кулачками по щекам 3 раза)

Здравствуйте, губки!

(покачиваем головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок!

(чмокаем губками 3 раза)

Здравствуйте, зубки!

(покачиваем головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк!

(щелкаем зубами 3 раза)

Здравствуй, мой носик!

(поглаживаем нос ладошкой)

Пи, пи, пи!

(нажимаем на носик указательным пальцем 3 раза)

Здравствуйте, гости!

(вытягиваем руки вперед ладонями вверх)

Привет!

(машем ручкой)

«Здравствуй, солнце ясное!»

(для средней и старших групп)

Главная цель: формирование доброжелательных отношений между детьми.

Дополнительные цели: развитие умения координировать движения с речью; создание эмоции радости.

Ход игры:

Здравствуй, солнце ясное!

(поднять вверх правую руку)

Здравствуй, весна красная!

(поднять вверх левую руку)

Небу синему – привет!

(скрещивать руки над головой)

Всем хотим мы дать совет:

(протягиваем руки вперед, затем ставим на пояс)

Чтобы день удачным был,

(правую руку в сторону)

Чтобы каждый вас любил,

(левую руку в сторону)

Не сердитесь, не ругайтесь,

(грозим пальцем)

А почаще улыбайтесь!

(протягиваем ладони вперед)

Психогимнастические игры и упражнения

Психогимнастические игры и упражнения посвящены определенному разделу псхомоторики. Они направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработку уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии, отработку желаемого поведения, расширения границ понимания другого человека.

Игра «Зверята»

(для младших дошкольников)

Главная цель: создание эмоционально благополучного микроклимата в группе.

Дополнительные цели: развитие умения слушать, способности выполнять подражательные движения.

Ход игры:

Мы сегодня не ребята,

А веселые котята.

(плавно выставлять руки-«лапки» вперед)

Всем покажем коготки.

Очень острые они

(сжимать и разжимать пальцы)

Мы сегодня не ребята,

А веселые утята.

(переступать с ноги на ногу, руки вдоль туловища-«крылышки»)

Вслед за уточкой идем,

От нее не отстаем.

(ходьба по кругу на прямых ногах, переваливаясь с боку на бок)

Мы сегодня не ребята,

А веселые щенята.

(руки-«лапки» перед грудью)

Можем хвостиком вилять

И тихонечко рычать.

(«вилять хвостиком», рычат и показывают зубки)

Мы сегодня не ребята,

А веселые козлята.

(сделать «рожки», приложив указат. пальцы к голове)

Любим рожками бодаться,

(наклонить голову вперед)

Бегать, прыгать и толкаться.

(прыгать и тихонько толкать соседа)

Мы сегодня не козлята,

Не утята, а ребята.

(берутся за руки)

Мы друзей себе найдем,

Хоровод свой заведем.

(водят хоровод)

Упражнение «Цветы»

(для средней группы)

Главная цель: побуждение к непосредственному общению без привычных вербальных и предметных способов взаимодействия.

Дополнительные цели: развитие мимических мышц; побуждение к самовыражению.

Ход игры: дети встают парами. Один ребенок – «цветок», второй «садовод». Дети- «садоводы» обходят свой «цветок» вокруг, смотрят на него. Дети «цветы» передают мимикой эмоции, о которых рассказывает педагог:

Сначала цветы испугались,

(пугаются)

Очень заволновались,

(дрожат, смотрят по сторонам)

Потом они удивились,

(поднимают брови вверх)

И снами цветы подружились,

(протягивают руки «садоводу»)

Нам они улыбались

(берутся за руки и улыбаются друг другу)

И весело с нами смеялись.

(кружатся, держась за руки и смеются)

Затем можно провести любую коммуникативную игру в парах или предложить детям исполнить парный танец.

Игра «Сосулька»

(для старших дошкольников)

Главная цель: развитие чувства эмпатии (сопереживания).

Дополнительная цель: обогащение эмоциональной сферы; обучение способам выражения эмоций.

Ход игры: дети спрашивают у девочки – Сосульки. Она им отвечает, передавая содержание в мимике, движениях и интонации.

- О чем, сосулька, плачешь

Ты с самого утра?

- Мне жалко, что на землю

Опять пришла весна.

Зима дома украсила

Хрустальной бахромой,

А по земле рассыпала

Снежинки- жемчуга.

Но тут с руками теплыми

Опять пришла весна

Ладошкой чуть дотронется-

И вмиг растает снег.

Об этом и горюю я –

Красы недолог век!

Координационно- подвижные речевые игры

Такие игры являются одной из форм психологического переключения во время занятия; дают возможность детям играть своим телом, как первым инструментом, передающим творческую активность; развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование; учат детей сотрудничать. Речевые игры помогают ребенку освоить выразительные средства речи и применять их при игровом общении, способствуют формированию навыков художественного общения. Разучивание стихотворений, сопровождающихся движениями, хорошо развивает также память и просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонация).

Обычно для речевых игр используются малые формы фольклора или небольшие шутливые стихотворения.

«Снежный ком»

(для младших дошкольников)

Главная цель: развитие положительных эмоций в игровой ситуации.

Дополнительные цели: развитие умения слушать; закрепление умения двигаться в свободном направлении, не сталкиваясь с товарищами

Ход игры:

Покатился снежный ком,

(вращаем кулачками перед грудью)

Я бегу за ним бегом,

Не догнать его никак!

(бег по залу врассыпную)

Поскользнулся….

Бах!

(быстро приседают)

Речевая игра- импровизация «Дорожка»

(для старших дошкольников)

Главная цель: развитие умения передавать настроение персонажей речевыми и пантомимическими средствами.

Дополнительные цели: развитие творческих способностей; побуждение к двигательным импровизациям.

Ход игры: дети делятся на 3 подгруппы – «кошки», «ребята», «снежинки». Пока дети одной подгруппы имитируют движения, остальные участники рассказывают стихотворение (другой вариант игры- дети выполняют движения все вместе за всех персонажей, двигаясь по кругу):

По чистой, по зимней дорожке

Бродили бродячие кошки.

Все кошки, все мышкины ножки

Следили на чистой дорожке.

(мягкими шагами идут «кошки»)

Мы тоже, мы тоже ходили,

Ходили и тоже следили

Башмаками своими, калошами

Грязными и нехорошими.

(широкими шагами идут «ребята», оглядываясь на свои следы)

И снежинки пришли на дорожку,

И прошли они самую крошку,

Прошли и сплясали немножко –

И чистая снова дорожка!

(легко на носках бегут «снежинки», кружатся и приседают на последнюю фразу)

Ритмические игры

Ритмические игры с использованием жестов способствуют развитию чувства ритма, которое имеет большое значение в развитие речи. Еще Б. М. Теплов, знаменитый психолог, отмечал, что на начальном этапе ее формирования ребенок сперва воспринимает, а потом воспроизводит ритмическую структуру слова, не умея проговорить его точно.

«Молоток»

(для младшей группы)

Главная цель: развитие чувства ритма.

Дополнительные цели: развитие координации между движениями и речью, умения слушать.

Ход игры: дети сидят на стульях,

Тук- тук, молоток,

(стучат кулачками друг о друга)

Забей гвоздиков пяток!

(стучат кулачками по коленям)

Тук – тук, тук- тук- тук,-

(стучат кулачками друг о друга)

И в подметку, и в каблук.

(топают ногами)

«Дождевые капли»

(для старших дошкольников)

Главная цель: развитие сотрудничества в группе.

Дополнительные цели: формирование контроля за движениями; развитие чувства ритма; поддержка потребности в творческом самовыражении при игре на музыкальном инструменте.

Оборудование: бубен.

Ход игры: дети стоят в кругу, у одного из них бубен. Дети передают бубен по кругу под слова:

Дождевые капельки-

Бойкие подружки,

Дождевые капельки

Пляшут на опушке

Ребенок у которого оказался бубен, отстукивает на нем ритм, проговаривая «кап, кап…», дети повторяют ритмический рисунок. Игра повторяется 3-4 раза.

Игровые массажи

Игровые массажи снимают мышечное напряжение и помогают детям наладить доброжелательные отношения друг с другом. Такие массажи дети могут выполнять по одному, в парах и группах. Обязательное условие – движения выполняются от периферии к центру; при массаже рук – от кисти к плечу, при массаже ног – от носков к бедру, при массаже спины – от плеч к пояснице. Движения не должны быть очень сильными, болезненными. Ребенок должен получить от массажа только приятные ощущения.

Игровой массаж бедер «Дождик»

(для младших дошкольников)

Главная цель: снятие мышечного напряжения.

Дополнительные цели: обучение правильному выполнению приемов элементарного самомассажа; развитие чувства ритма.

Ход игры: дети выполняют массаж, сидя на стульях.

Дождик, дождик, капелька

Водяная сабелька

(легко постукиваем пальцами по бедрам в такт стихотворения)

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

(пилящие движения ребром ладони по бедрам)

«Колечко»

(для средних и старших групп)

Главная цель: обучение правильному выполнению массажа пальцев.

Дополнительные цели: развитие мелкой моторики, артикуляции и дикции.

Ход игры: дети сначала замыкают большой и указательный пальцы правой руки в колечко, потом левой руки.

Мы колечко примеряем

И на пальчик надеваем.

Один, два, три, четыре, пять!

(«надевают колечко» на каждый пальчик по очереди- от большого до мизинца, массируя их)

Снова будем примерять,

Наши пальчики считать-

Один, два, три, четыре, пять!

(поочередно загибают пальцы левой руки, начиная с мизинца)

Игровой массаж спины «Дождик»

(для старших дошкольников)

Главная цель: смягчение чувства недоверия к миру посредством тактильных контактов.

Дополнительные цели: снятие мышечного напряжения; закрепление умения осуществлять тактильное взаимодействие, основываясь на доброжелательных чувствах, желании доставить партнеру приятное.

Ход игры: дети встают друг за другом «паровозиком»

Дождик бегает по крыше-

Бом! Бом! Бом!

(похлопывают друг друга по спине)

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

-Дома, дома посидите,-

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите,-

Бом! Бом! Бом!

(постукивают пальцами друг друга по спине)

Почитайте, поиграйте-

Бом! Бом! Бом!

А уйду- тогда гуляйте…

Бом. Бом. Бом.

(поколачиваю кулачками)

Дождик бегает по крыше-

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

(поглаживают спину ладонями)

Затем дети поворачиваются кругом и повторяют массаж.

Игры на внимание

Такие игры помогают концентрировать, активизировать внимание. Они не заменимы, когда детям нужно быстро перейти от одного вида деятельности к другому.

«Котенок»

(для средней группы)

Главная цель: развитие слухового внимания.

Дополнительные цели: создание благоприятной эмоциональной атмосферы; преодоление стеснительности.

Ход игры: дети идут вокруг водящего – Котенка, который стоит, закрыв глаза ладонями.

Мы по кругу идем

И котенка зовем.

Пусть глаза не открывает,

Нас по голосу узнает.

Ребенок, на которого покажет педагог, говорит: «Котенок, кис кис!» Котенок должен отгадать, кто его позвал.

Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности.

Все игры взяты из методического пособия М. Ю. Картушиной «Коммуникативные игры для дошкольников».

В данном методическом пособии представлены коммуникативные игры различных видов, которые успешно применял автор в практической деятельности. Наряду с авторскими в книгу включены игры народов мира, направленные на формирование позитивного общения. К коммуникативным танцам и некоторым играм приложен нотный материал.

ЛИТЕРАТУРА:

• Методическое пособие М. Ю. Картушиной «Коммуникативные игры для дошкольников».

Инструктор по физической культуре

Кулеш Анжела Анатольевна

МДОУ № 15 «Золотая рыбка»

Публикации по теме:

Формы и методы пропаганды знаний по патриотическому воспитанию дошкольников среди родителей. Консультация для педагогов «Красота родного края…-это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и.

Калмыцкие подвижные игры в оздоровлении дошкольников. Консультация для родителей Современные дети в условиях научно-технического прогресса в большинстве своем испытывают двигательный дефицит. И это оказывает отрицательное.

Коммуникативные и театрализованные игры для дошкольников Коммуникативные игры Кривое колесо (умеренно подвижная игра для детей от 5 лет) Играющие встают взявшись за руки, спиной в круг. Это «колесо».

Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном.

Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» Консультация для педагогов и родителей: «Игры на развитие памяти и внимания». Жизнь детей — это игра, а игры — это жизнь для детей. В игровых.

Консультация для педагогов «Подвижные игры как средство физического и всестороннего развития дошкольников» Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. По результатам.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие речевого дыхания у дошкольников» Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер в отношении позвоночника.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Консультация для родителей «Творческие игры дошкольников» В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребенок и воспроизводит их в игровой ситуации. Игра является ведущей деятельностью,.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Коммуникативные игры для дошкольников»
Опубликовано: 10 апреля 2016 в 15:47
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД