Лучший педагог года

Консультация для родителей «Творческие игры дошкольников»

Ирина Николаевна Глотова
Консультация для родителей «Творческие игры дошкольников»

В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребенок и воспроизводит их в игровой ситуации. Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра - добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению.

Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – такие игры называют «творческими».

Публикация «Консультация для родителей „Творческие игры дошкольников“» размещена в разделах

Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно – ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

К сюжетно – ролевым играм относятся игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные, театрализованные игры, игры – драматизации, режиссерские игры, игры – фантазирование, игры – этюды.

Сюжетно – ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основа с/р игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую.

Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

В этой игре ребенок разворачивает сюжет, принимая на себя роль.

Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания тем игры.

Сюжет игры всегда узнаваем - дети играют «во что – то, в кого – то» - и в то же время неопределенен. Неопределенность сюжета связана с его неожиданными поворотами, которые диктуются высокой эмоциональностью и ассоциативностью, нарушениями логической и временной связи. Детский сюжет отражает мир и странно и точно, незнакомо и узнаваемо. Отражается не только видимое и реальное, но и нравственный смысл происходящего. Наиболее распространенными сюжетами являются:

профессиональные;

военизированные («стрелялки», «догонялки», «по мотивам мультфильмов»);

созидательные (строительство);

поиска и открытия («космос», «путешествия»);

связанные искусством («цирк, театр»);

сказочные;

фантастические;

Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний.

Роль – это образ. Который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Принимаемая роль часто соответствует идеалу ребенка. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными:

роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги;

роль профессия обобщенного типа (учитель, врач);

семейная роль (мама, папа, дочка);

сказочные. Карнавальные герои (Дед Мороз, Фея, Волшебник);

роль животного

В дошкольном детстве ребенок овладевает целой гаммой отношений с людьми, которая и находит отражение в игровой деятельности.

Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является ее разновидностью.

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно – ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.

Сюжетно – ролевые и театрализованные игры имеют общее строение. Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по – своему использует предметы и заместители в игре.

Различие же состоит в том, что в сюжетно – ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В с/р игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного возраста и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно – двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той, первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.

В игре ребенок все придумывает сам. Он придумывает замысел, содержание игры, отбирает изобразительно – выразительные средства, организует игру. В игре ребенок проявляет себя как артист, разыгрывающий сюжет, и как сценарист, выстраивающий его канву, и как декоратор, обустраивающий место для игры, и как конструктор, воплощающий технический проект.

Театрализованные игры – это игры представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть, воссоздаются конкретные образы. Говоря о театрализованных играх, мы понимаем, что в самом это названии заключен смысл театра как искусства игры. Эти игры ориентированы на зрителя, который оценивает результат. В них дети занимают позицию актера.

Театрально – игровая деятельность детей дошкольников принимает две формы : когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и тогда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.

Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые игры (непредметные) – это игры – драматизации.

Игра – драматизация это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя.

Конституирующими признаками игры, по утверждению А. Н. Леонтьева, является потребность, которой игра отвечает, и безотносительность предметному ее результату. Мотив такой игры в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры : ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делать ее»

В игре – драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по – своему. По утверждению ученых в любой игре есть возможность драматизации. Иначе говоря, драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы – у ребенка работает воображение; драматизируя, он, перевоплощается в роль и все необходимое предстает в его фантазии.

В режиссерских играх развитие сюжета со многими ролями происходит через роли, передаваемые ребенком игрушками. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных игрушек, передвигает их и одновременно комментирует происходящее в игре. Вначале режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка. Самые ранние ее проявления приходятся на третий год жизни. К старшему дошкольному возрасту режиссерская игра становится совместной деятельность детей, но при этом сохраняется и индивидуальная.

Игра – фантазирование (игра – греза) построена на воображении, тесно связана с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями. Игра – фантазирование протекает преимущественно в речевом плане.

Продукт воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней («про себя») речью ребенка. Эта игра появляется обычно в старшем дошкольном возрасте.

Игры – этюды представляют собой небольшие сценки, отражающие какие – либо события. Они дают толчок к развитию детского воображения за счет создания образов разных животных, людей и неодушевленных предметов. В играх – дети встают в позицию актера, представляя героя и действуя от его имени. Они включают задания, направленные на развитее воссоздающего воображения. В них ребенку для создания какого – либо образа требуется припомнить собственные движения, эмоции, которые возникаю в процессе выполнения какого – либо действия и на этой основе создать образ. В играх – этюдах все действия выполняются только на основе воображения, без использования предметов. Важно активизировать опыт детей, накопленный при выполнении реальных действий, вспомнит какие ощущения, эмоции возникали.

«Покажи как ты….(подметаешь пол, несешь стул, умываешься и т. д.»)

«Представь что ты (спящий котенок, летящая бабочка, птица и т. д.)

Для того что бы движения доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом (например, произвольно напрягать расслаблять мышцы). Очень важно к тому же свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук. Этому помогут игры – превращения. Они не займут у вас много времени, а их разучивание не потребует особых усилий. В эти игры всегда можно поиграть в свободное время.

«Деревянные и тряпичные куклы»

«Стряхнуть воду с платочков»

«Мельница»

Таким образом, все эти игры имеют большое значение для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, а так же для формирования интересов детей, развития у них творческой активности.

Творческая комбинирующая деятельность дошкольника основана на воображении. Именно при помощи воображения создаются игры ребенка. Они служат отголоском тех событий, которые он видел, слышал от взрослых.

Воображение ребенка гораздо беднее воображения взрослого, следовательно, для того чтобы развить детское творчество, нужно заботиться о развитии воображения. Оно развивается в процессе накопления впечатлений, образных представлений, для этого необходимо давать как можно больше пищи для восприятия. В своей игре ребенок будет комбинировать увиденное и услышанное, претворяя это в образы, взятые из жизни и книг. Л. С. Выготский говорит, что игра ребенка «не есть воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросами и впечатлениями самого ребенка».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры для детей 2–3 лет» «Игры для детей 2-3 лет» Игра "Закончи рисунок" Материал: цветные карандаши или фломастеры. Пригласите ребёнка порисовать вместе с вами.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.

Консультация для родителей «Игры на прогулке» Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Регулярные прогулки на свежем воздухе способствуют оздоровлению и закаливанию организма.

Консультация для родителей «Игры осенью» Наступила осень. Небо становится серым,а солнечных дней все меньше. Но это время года можно сделать интересным и запоминающимся. Не стоит отказываться.

Консультация для родителей «Игры с детьми» Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В. А Сухомлинский подчёркивал, что.

Консультация для родителей «Кукольные игры» В быту русской деревни ещё впервые десятилетия ХХ века лоскутная кукла была наиболее распространённой игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских.

Консультация для родителей «Полезные игры» Многих родителей беспокоит, что у ребенка плохая «память», он плохо запоминает простые песенки, стихи. Ребенок не может сосредоточиться.

Консультация для родителей «Вечерние игры» Консультация для родителей «Вечерние игры». Даже для самого общительного ребёнка детский сад – стресс. В шумной компании целый день ребёнок.

Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников» Речевые игры дошкольников Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании.

Консультация для родителей «Математические игры» Учимся считать. Математические игры. Кружочки. Для игры вам понадобятся: Двадцать кружочков из картона или пластмассы (двух цветов). Можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Творческие игры дошкольников»
Опубликовано: 27 декабря 2015 в 14:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД