Получи документы

Консультация для педагогов «Индивидуальная и коррекционная работа в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»

Ольга Поступинская
Консультация для педагогов «Индивидуальная и коррекционная работа в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»

Индивидуальная и коррекционная работа в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

В настоящее время актуальным является раннее включение детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Большинство дошкольников до поступления в коррекционную группу детского сада имеют ряд дефицитов в познавательной деятельности. Одним из направлений, повышающих эффективность коррекционно-развивающего обучения, является индивидуальная коррекционная работа с детьми.

Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальная и коррекционная работа в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Для того, чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе образовательной деятельности со всей группой детей, она строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка. Такое изучение осуществляется как с позиции рассмотрения клинического диагноза, раскрывающего этиологию ребенка, так и на основании психолого-педагогического обследования.

Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов и сенсорной деятельности с учетом актуального уровня развития.

Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учетом возможностей и особенностей ребенка в рамках реализации основных программных требований.

Работа по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:

Первый этап - формирование непосредственного эмоционального общения с детьми, предметно-игровой деятельности, сенсорного воспитания, развития моторики и основных движений. (Планомерно дети обучаются сначала действовать методом совмещенных действий, затем отраженно вслед за взрослыми, наконец, ориентируясь на тот образец действий, который был продемонстрирован взрослым.)

Второй этап – формирование у ребенка начального игрового опыта. (Дети обучаются способам обращения с сюжетными игрушками, простым игровым действиям. Постепенно ребенок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях действия взрослых людей, отождествлять свои игрушки с предметами деятельности взрослых. Это является предпосылкой для возникновения сюжетной игры.)

Третий этап – знакомство с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями. (Дети учатся выделять эти качества в предметах и игрушках, ориентироваться на них при решении практических задач. Каждый ребенок овладевает умениями, в основе которых лежит выработка зрительно-двигательной координации.)

Указанные этапы индивидуальной работы тесно взаимосвязаны. Постепенный переход с одного этапа на другой позволяет формировать у ребенка возможности предпосылки для дальнейшего обучения.

Структура индивидуальных коррекционных занятий условно делится на три блока.

Блок 1. Развитие психических функций.

Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения, как: «Узнай на ощупь», «Тихо – громко». Совершенствуется произвольная память детей через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни – повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Что лишнее?».

Блок 2. Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.

Первой задачей индивидуальных коррекционных занятий этого блока является формирование и развитие у детей ориентировки в собственном теле, пространственных отношений предметов. Вторая задача - обучение детей пониманию и словесному обозначению пространственных отношений через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий. Понимание логико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения. Третья задача этого блока – понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени.

Блок 3. Развитие мелкой моторики.

В индивидуальной коррекционной работе в рамках данного блока используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребенка, такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются».

Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью родители привлекаются к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей и используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком, родительские собрания, открытее мероприятия.

Таким образом можно сделать вывод, что такая форма работы, как индивидуальные коррекционные занятия является наиболее эффективной, так как дает:

- возможность рационального использования периода обучения;

- положительную результативность;

-возможность реализовать и закрепить полученные знания, умения и навыки ребенка в совместной деятельности;

- творческую новизну в работе;

- возможность полноценного включения в совместную образовательную деятельность с группой детей.

Именно в индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и cемьи» Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования.

Учимся играя!Учимся играя! Одним из приоритетных направлений Министерства образования и науки Российской Федерации является использование в учебной деятельности Электронных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Индивидуальная и коррекционная работа в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 марта 2014 в 14:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД