Папки-передвижки

Консультация для педагогов на тему «Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ»

Ирина Бочарникова
Консультация для педагогов на тему «Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ»

Консультация для педагогов на тему :

»Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ»

«Если я слышу, то скоро забываю;

если я вижу, то помню долго;

если я чувствую – понимаю…».

Японская мудрость

Публикация «Консультация для педагогов на тему „Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ“» размещена в разделах

Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. Одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического общения.

Диалог – (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск её решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Ребё нок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно-диалогическую технологию.

Проблемно-диалогическая технология является:

• Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

• Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому педагогу.

Главное условие применения данной технологии: систематическое проведение специальных диалогов (упражнений, направленных на усвоение программного материала. От того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения, зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе.

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.

Технология проблемно-диалогического общения – это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно-диалогического обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребёнка.

Проблемно-диалогическая технология :

Всегда направлена на результат;

• Дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности;

• Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

• Учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

• Способствует развитию познавательной активности;

• Предупреждает появление формализма, бездумности;

• Более прочное усвоение знаний;

• Делает деятельность детей более привлекательной

Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий:

• Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;

• Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;

• Владение педагогом технологией организации предметного диалога

• Основные психологические условия для успешного применения проблемно-диалогического общения :

Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;

• Быть доступными для воспитанников;

• Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

• Задания должны быть таковыми, чтобы дети могли выполнить их, опираясь на уже имеющийся опыт

Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизатиция учебного материала, активность ребёнка и обеспечение связи обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

Способы создания проблемных ситуаций :

• Сообщение информации;

• Сопоставление фактов;

• Анализ фактов и явлений;

• Постановка вопросов;

• Предъявление заданий.

Методика создания проблемных ситуаций :

Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

• Сталкивает противоречия практической деятельности;

• Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

• Предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

• Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

• Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

• Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

• Ставит проблемные задачи (например, : с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает детей в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приёмы побуждают их к размышлению. Особенно такие приёмы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание т волевые усилия.

Компетентности дошкольников, формирующиеся при применении проблемного диалога :

• Организационные – умение решать проблемы.

• Коммуникативные – вести диалог.

• Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы.

• Оценочные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ» Подготовил: инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 68 Ермакова С. Н. Инновационные технологии в образовании, что это такое? Инновация.

Консультация для педагогов «Обучение с использованием ФЭМП» В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. К практическим.

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Совместная деятельность с дошкольниками» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Совместная деятельность с дошкольниками по формированию начальных представлений о здоровом образе.

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников с ОНР использованию фразеологических оборотов» «Обучение дошкольников 6-7 лет с ОНР 3 уровня использованию фразеологических оборотов посредством дидактических игр и упражнений» Фразеологические.

Консультация для педагогов «Обучение игре на флейте: Истории о Флейте» Обучение игре на флейте: ИСТОРИИ о ФЛЕЙТЕ С чего начать? Чаще всего обучение игре на музыкальном инструменте мы представляем, как тяжёлый.

Консультация для педагогов «Понятие адаптации ребенка к ДОУ и причины неготовности ребенка к ДОУ» Воспитатель: Горина М. В. Прежде чем обозначить причины неготовности ребенка к условиям детского сада, рассмотрим понятие адаптации ребенка.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и воспитателей ДОУ с помощью релаксации» Здоровый педагог - здоровый ребенок: психологический аспект. Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Консультация для педагогов на тему «Перфокарты» Консультация на тему:"Перфокарты" Составила: Крейнерт Эльвира Алексеевна, воспитатель. В современных условиях быстро меняющейся жизни.

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель- Прасолова Елена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему «Проблемно-диалогическое обучение в ДОУ»
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 20:52
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД