Папки-передвижки

Консультация для педагогов по развитию художественно-творческих способностей в ИЗО у детей раннего возраста Видео

Ольга Абдикаримова
Консультация для педагогов по развитию художественно-творческих способностей в ИЗО у детей раннего возраста Видео

Подружись с карандашом!

Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают делать это раньше, чем говорить? Может быть, потому, что хотят что-то сказать нам? Может быть, потому, что стремятся что-то в себе преодолеть или порадовать себя и окружающих? Радость - великий дар природы. Давайте учиться вместе с детьми радоваться их новым открытиям и открывать этот мир с новых сторон.

Для маленького человека все происходящее впервые - Радость!

Публикация «Консультация для педагогов по развитию художественно-творческих способностей в ИЗО у детей раннего возраста Видео» размещена в разделах

А мы порой так небрежно и легкомысленно судим о его рисунках: «Боже мой, на что это похоже? Каляки-маля-ки!». Или: «Что ты нарисовал?». Одни дети находят что сказать, другие молчат, третьи многозначительно смотрят.

Чтобы разгадать тайну детского рисования, мы, взрослые, обращаемся за разъяснениями к психологам, педагогам, художникам. Но почему бы не спросить прямо у детей?

Почему все дети рисуют?

Потому, что они художники! (Так ответил ребёнок 4 лет).

Признаюсь, ответ на этот вопрос я искала более десяти лет. И ответ четырехлетнего ребенка, такой простой, непосредственный и смелый, сразил наповал. Всем своим существом я поняла: «Дети - ХУДОЖНИКИ! И это не метафора, не преувеличение и не недоразумение. Это правда!». И с ней нам, взрослым, надо считаться.

Что нужно, чтобы рисунок получился красивым? Дети подражают нам во всём, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Увидев в нашей руке карандаш или кисть, шариковую ручку, или мел, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем, что чувствуем. Только детям известно, что еще скрыто за их пытливым взглядом. Они обязательно захотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать все так, «как большие» - это закон развития души и духа.

Что вы чувствуете, когда рисуете?

Радость! Ведь каждая линия, проведенная самостоятельно, - это успех, радость от сознания того, что я могу сам! А вы, взрослые, попробуйте сами провести непрерывную прямую линию от одного края листа до другого. Чем больше лист, тем большую радость и большее чувство свободы вы испытаете. Так и наши дети: они радуются всему новому, настоящему, всему, что делает их взрослее и умнее.

Чему учит вас рисование?

Самое главное, что мы должны понять, то, что благодаря творчеству дети познают себя, освобождаются от плохого и утверждают доброе, прекрасное, решают свои многочисленные и важные проблемы.

Рисование для малышей - это не только интересное, увлекательное занятие. В процессе такого творчества можно ненавязчиво изучать цвета, формы, фигуры.

Рисование играет большую роль в развитии ребенка. Помимо развития мелкой моторики занятия рисованием формируют эстетическое восприятие мира ребенком, обогащают речевой запас, снижают психологическое напряжение, развивают усидчивость и терпение.

Кроме того, рисование обогащает эмоциональный багаж ребенка, учит его получать удовольствие от процесса создания своего произведения.

Как научить ребенка рисовать? Главное — заинтересовать его, показать, что карандаш умеет оставлять на бумаге следы. Первые занятия рисуйте сами что-нибудь простое, ребенок выступит в качестве наблюдателя. Малыш познает мир с помощью своих ручек. Поэтому начинать знакомить его с рисованием лучше с пальчиковых красок. Для начала познакомьте малыша с красками:

Покажите ему баночки, скажите, какого они цвета, дайте подержать их в ручках, а уж потом открывайте.

Затем покажите, как рисовать. Покажите на своем примере, как рисовать пальчиками, вот увидите, как охотно малыш будет за вами повторять. Рисуйте пальчиками простые линии, фигуры, ставьте отпечатки ладошек.

Пальчиками можно оставлять следы, похожие на следы животных - расскажите малышу, кто здесь пробегал.

Отпечатки ладошек - уже готовая картина, которую можно поместить в рамку и повесить на стену или подарить бабушке с дедушкой.

Хорошими инструментами для первых творческих опытов могут стать трафареты из овощей. Вырежьте из картофеля звездочку и обмакните в краски- можно создать целое звездное небо. А если сделать фигурку из свеклы, то можно обойтись и без красок.

Можно рисовать и с помощью кисточки. Будет лучше, если она с толстой ручкой, так малыш быстрее научится правильно удерживать ее в руках.

Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой. Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску (как советуют психологи - лучше предложить оранжевую или желтую). Согласно нашим наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.

После знакомства с красками можно переходить и к карандашам.

Для самых маленьких лучше выбирать толстые карандаши с гранями (тремя или шестью, так малышу будет гораздо удобнее держать их в своей маленькой ручке.

Не стоит сразу настаивать на том, чтобы ребенок взял карандаш, именно в правую руку. До двух лет все дети одинаково хорошо пользуются как правой, так и левой ручкой. А правша ребенок или левша выяснится уже после достижения им двух лет. Поэтому своим настойчивым желанием, чтобы ребенок брал правильно карандаш, в “правильную” руку вы можете просто отбить у него интерес. Не вмешивайтесь без спроса в работу ребенка, не торопите его, не заставляйте рисовать что-то определенное, так вы только создадите преграду между ребенком и рисованием.

Очень хороший вариант - восковые карандаши: они достаточно толстые и ребенку удобно их держать, а самый главный плюс - они не имеют как такового стержня, который может сломаться (как в случае с деревянными карандашами).

Существуют также специальные фломастеры для самых маленьких художников, которые нетоксичны, имеют толстый стержень и очень легко отстирываются.

Сверхзадача первых занятий с детьми 3-4 лет состоит в том, чтобы познакомить с карандашом, его свойствами, возможностями, научить держать карандаш, подружить с ним.

В младшем возрасте мы вводим детей в мир творчества, предлагаем им нарисовать свое представление об окружающем мире, постепенно ориентируем в мире цвета, форм, линий. Когда у ребенка пробудится интерес к рисованию, он сам будет стараться все делать правильно. И вот тут мы должны прийти ребенку на помощь.

Первый способ. Карандаш находится между большим и указательным пальцами, начало карандаша (заточенная часть) опирается на безымянный. Пальцы держат карандаш чуть ниже середины. Работают только два пальца - указательный и большой, они словно толкают друг другу карандаш то вперед, то назад. Локоть и тыльная сторона ладони прижаты к столу. В таком положении штрихи ложатся на бумагу более организованно, почти не оставляя промежутков между собой. Пальцы держат карандаш свободно, не сдавливая При изменении силы нажима на карандаш меняется и сила цвета оставленной им линии. Этот способ используют при работе за столом и раскрашивании небольших деталей и форм.

Второй способ. Он применяется при работе за мольбертом и за столом, если приходится раскрашивать более крупные формы или плоскости. Карандаш лежит на столе. Берем его сверху кончиками всех пяти пальцев (четыре с одной стороны и один, большой, с другой). Вся нагрузка ложится на кисть, она равномерно, как маятник часов, скользит с карандашом по бумаге. Штрихи при этом получаются более мягкие, длинные и почти невидимые. Такой способ хорошо использовать при раскрашивании неба, снега, облаков - всего того, что ассоциируется с нежным, мягким, прозрачным.

ФАНТАЗИРУЙТЕ!

Пусть ребенок нарисует свою “каляку-маляку”, а потом вместе попробуйте что-нибудь дорисовать. Например, к кружочку можно дорисовать глазки, ротик- получится колобок, а к изогнутой линии добавьте овал и у вас получится шарик на ниточке!

Будет очень полезно и правильно не ограничивать малышей размером листа. Не бойтесь дать чистый белый лист, причем чем больше, тем лучше. Его рука, глаза, все тело должны приобрести смелость и навыки свободного, широкого и непрерывного движения рукой. Чем шире диапазон движении по бумаге, тем уверенней, смелее и находчивее будет ребенок. Согласитесь: нарисовать свое солнышко, свою травинку, своего жучка - это смелое открытие, потому что не по шаблону, не по схеме, а таких, каких еще никто и никогда не рисовал. Стремление к новизне и разнообразию помогает приобретать не только навык, но и опыт - личный опыт труда и эмоциональных переживаний, что способствует более глубокому и тонкому развитию эмоциональной сферы ребенка.

Рисовать можно не только красками и карандашами. Можно рисовать картины пальчиком на запотевшем стекле, палочкой на снегу или песке.

Помните, что рисование для малышей - та же игра. А игра должна приносить только удовольствие!

И не скупитесь на похвалу! Ведь малышу так приятно, что его работу и старания оценили!

Советы при выборе канцелярских товаров для детей до 3 лет.

Цветные карандаши.

Для детей до 3 лет лучше выбирать карандаши с трёхгранным корпусом. Пользуясь ими, малышу легко будет научиться правильно располагать пальцы, держать карандаш «щепоткой», как это делают взрослые, а не в кулаке. Еще один плюс трёхгранных карандашей — они не скатываются со стола, поэтому маленькому художнику не придется лишний раз отвлекаться на то, чтобы ловить их или поднимать с пола.

Утолщенные шестигранные карандаши с явно выраженными гранями — тоже неплохой вариант. А вот карандаши круглого сечения для малышей нежелательны.

Для начинающих рисовальщиков лучше выбирать карандаши с утолщенным деревянным корпусом около 1 см в диаметре (диаметр стандартного карандаша 0,6-0,7 см, так как маленькие дети часто очень сильно нажимают на карандаш при рисовании, и тонкий грифель от этого будет постоянно ломаться. Но слишком толстый карандаш выбирать тоже не стоит — его трудно будет удержать в маленькой ручке.

Важно, чтобы грифель не был слишком хрупким, не крошился внутри корпуса, если ребёнок нечаянно уронит карандаш на пол, и не ломался при заточке.

Карандаши для маленьких детей должны быть достаточно мягкими, тогда рисовать ими крохе будет легко, яркие линии будут получаться без излишнего нажима. На карандашах отечественного производства степень их мягкости или жесткости определяется знакомыми с детства «Т» или «М» и цифрами перед ними. На импортных карандашах обозначения другие: самый мягкий — B, самый твердый — H. А карандаши с пометкой F относятся к категории твердо-мягких.

Хорошая отечественная фирма по производству карандашей — Сибирская карандашная фабрика (карандаши «Сибирский кедр», «Русский карандаш» и др.) Из импортных - CARIOCA, JOVI, KOH-I-NOOR и SILWERHOF.)

Восковые карандаши — тоже отличный подарок маленькому художнику. Наборы для малышей изготавливаются из натурального воска с применением пищевых красителей. Восковые стержни имеют яркий, устойчивый к выцветанию, насыщенны.

Фломастеры.

Ещё больше, чем цветными карандашами, дети любят рисовать фломастерами. Ведь фломастеры оставляют на бумаге яркие и чёткие линии без лишних усилий, а точить их вообще не нужно. Но перед тем как купить красочную коробочку своему малышу, не забудьте внимательно прочитать всё, что на ней написано.

Внимание нужно обратить на конструкцию самого фломастера. Согласно стандарту NFS 51-205, заглушка должна быть прочно приварена к корпусу. Тогда ребёнок не сможет разобрать фломастер на части и случайно проглотить их или попробовать на вкус чернильный тампон. Кстати, сами чернила, которыми заправлены фломастеры, также должны быть безопасными для детей. Выбирать следует фломастеры с чернилами, не имеющими ярко выраженного специфического запаха, сделанными не на спиртовой, а на водной основе и лучше с добавлением пищевых красителей.

Водорастворимые фломастеры гарантируют, что перепачканного чернилами кроху потом будет очень легко отмыть. Современные водорастворимые фломастеры смываются с детской кожи под струёй воды даже без применения мыла. Такие «водосмываемые» фломастеры Crayola, CARIOCA, кроме того, очень легко «оживить», если малыш вдруг забудет закрыть их колпачком, и они немного подсохнут. Для этого достаточно лишь опустить их на некоторое время стержнем вниз в ёмкость с водой.

Для малышей до 3 лет лучше выбирать фломастеры с толстым стержнем (JOVI MAXI, толстые водорастворимые CARIOCA). Дети в этом возрасте очень любят стучать фломастерами по столу, и если стержень у фломастера тонкий, то он часто уже после первого же удара «забивается» в корпус. На упаковке качественных детских фломастеров также может присутствовать значок, показывающий форму стержня с этакой «юбочкой», предохраняющий стержень от «забивания». Если у вас растет юный художник, это обозначение, как и знак СЕ — для вас. К тому же раскраски для маленьких детей — обычно с крупными картинками без мелких деталей, и фломастеры с толстым стержнем здесь подойдут как нельзя лучше.

Сколько брать цветов

Для малышей 1,5 - 3 лет достаточно будет набора с 6 цветами. Когда цветов слишком много, маленькие дети теряются и отвлекаются от процесса рисования. Чаще всего они берут их все по очереди, рисуют каждым маленькую закорючку и откладывают в сторону. И так пока не переберёт все 36 штук. Рисованием такое занятие назвать сложно. В то же время, имея в распоряжении только один фломастер любого цвета, малышка увлечённо рисует, комментируя свои действия: «Это солнышко, у него лучики, носик, ротик, глазки.».

Мольберт. Современная медицина считает, что маленьким детям полезнее рисовать стоя (и даже лежа, чем сидя. В магазинах сейчас большой выбор различных детских мольбертов, на которых можно рисовать специальными фломастерами, а потом нарисованное стирать тряпочкой. С одних досок стирать нужно непременно сухой тряпкой, с других можно и влажной. Например, с икеевского детского мольберта MOLA можно стирать мокрой тряпкой — покрытие у него из прозрачного пластика. В ИКЕА продаются и специальные фломастеры для этого мольберта той же серии MOLA, но на самом деле для него подходят любые водорастворимые фломастеры.

Выбирая детскую канцелярию, внимательно отнеситесь к безопасности — покупайте товары только проверенных сертифицированных марок. Надеюсь, что мои советы помогут вам выбрать именно то, что лучше всего раскроет творческий потенциал наших малышей.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.

2. Волосова Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) / / Приложение к журналу «Обруч». 1999. № 2.

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981.

4. Григорьева Г. Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.

5. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей / Г. Г. Григорьева. – М. : Просвещение, 2006.

6. Доронова Т. Н. Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.

7. Жукова О. Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О. Г. Жукова. – М., 2006.

8. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т. Г Казакова. – М., 1980.

9. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». – с. 80., № 2, 2005.

10. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.

11. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.

12. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.

13. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / (Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др.). – М. : Просвещение, 2007.

14. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А Васильевой, В. В Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

16. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е. В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.

17. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В. И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.

18. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М., 1982.

19. Сакулина Н. П. рисование в дошкольном детстве / Н. П. Сакулина. – М., 1965.

20. Халезова Н. Б. Лепка в детском саду / (Н. Б. Халезова, Н. А. Курокина. Г. С. Пантюхова). – М., 1986.

21. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007.

Публикации по теме:

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Выполнила: Воспитатель1-ой категории МБДОУ.

Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста Мозаика Детям.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в процессе развития творческих способностей» Консультация для педагогов на тему: «Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в процессе развития творческих способностей» Подготовила.

Консультация для педагогов ДО «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных игр» Развитие художественно-творческих способностей личности – предмет изучения психологии, педагогики и других наук. Этот вопрос освещён в трудах.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» Что дает человеку творчество? Прежде.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности .

Проект по развитию художественно-творческих и речевых способностей детей старшей группы «По дороге в сказку» Актуальность: - Взаимодействие семьи и детского сада. - Развитие художественно – творческих и речевых способностей детей через составление.

Техника кракле как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возрастаТехника кракле как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги представляю вашему вниманию работы из яичной скорлупы в технике кракле. Эта техника относится к декорированию предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов по развитию художественно-творческих способностей в ИЗО у детей раннего возраста Видео
Опубликовано: 6 января 2018 в 16:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД