МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»

Варвара Великодская
Консультация для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Публикация «Консультация для педагогов „Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника“» размещена в разделах

Ребенок-дошкольник по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Именно оно создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую на правленую на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийный действия.

В период дошкольного детства «островки» поисково-познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого материала.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?

Во-первых, проект - это специально организованный и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, исследование - бескорыстный поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Во-вторых, цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

В-третьих, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются :

1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.

2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.

3. Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.

4. Подготовка и защита презентации.

5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования :

1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-пятых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов. Исследование – это поиск неизвестного, новых знаний. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие. Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Обеспечение осуществления проекта или исследования

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающихся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы времени, для того чтобы избежать перегрузки и детей, и педагогов. Приступая к работе, дошкольник должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования педагог может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности дошкольниками.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD, аудио и видео материалы и т. д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет, отдельное место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека). Разные проекты потребуют разного обеспечения. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития детей - интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности детей требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр., формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно.

При оценке успешности в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для дошкольника является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

  Неживая природа: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему летом и весной идет дождь, а зимой - снег?

Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему рыба плавает? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т. д.

Самостоятельная поисковая деятельность детей может организовываться в разных формах:

сюжетно-ролевая игра;

рассматривание;

наблюдение;

беседа;

экскурсии;

конструирование;

экспериментирование;

исследовательская деятельность;

коллекционирование;

развлечения, викторины, конкурсы.

Сбор материала.

Источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных энциклопедий, справочников, детских книг, посвященных разным сферам жизни и деятельности человека, животных; различным отраслям техники, научным открытиям. Информацию можно добыть в Интернете; спросить у другого человека; понаблюдать, провести эксперимент. Материал собран, а как его обобщить? Здесь взрослые должны обязательно помочь детям. А для этого, нужно заранее подумать в каком виде будет реализован исследовательский проект. Когда ребенок что-то изучил, он обязательно стремится рассказать об этом другим. Поэтому завершающим этапом исследования является презентация или защита проекта. Без него исследования не может считаться завершенным. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

После того как собраны сведения по большей части подтем, педагог обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме.

Организацией этой деятельности тяжким бременем ложится на плечи воспитателей. Нужно дошкольникам своевременно помочь, подсказать, направить в нужное русло, подбодрить. И вот здесь должны прийти третьи участники учебно-воспитательной деятельности – родители. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно. Однако, очень важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов.

Задача родителей – знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Какова возможная роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

Этапы и подэтапы

проектной деятельности Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается

лучшая идея Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце.

Пусть идеи будут самыми разнообразными и креативными. Чем больше идей, тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы. Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта. Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта. Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка.

Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные, дорабатывается сама

идея с учетом ее актуальности. Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. Прикиньте возможные выходы с ребенком.

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения Разбейте объем работ на небольшие части и определите время выполнения каждой.

Составляются программа и календарный план выполнения работ. Составляются программа и календарный план выполнения работ.

Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана.

Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы. Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта. Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных

магазинах на книги по теме проекта.

Собирается и обрабатывается информация по проблем Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания,

интернет.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы. Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический стилистический контроль.

Оформляются результаты работы и готовится отчет. Подскажите основные правила оформления документов.

Проект готовится к презентации. Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять

стресс перед выступлением.

Проводится публичная презентация проектной работы. Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника в частности. Воспользуйтесь приложениями.

Этапы работы над исследованием

Подготовительный

Цель: подготовка к исследовательской деятельности.

Задачи:

определение проблемы, темы и целей, методов исследования в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) дошкольников для работы над исследовательской работой

Содержание работы

Поиск и анализ проблемы, выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели и задач исследования.

Выдвижение гипотезы.

Определение объекта и предмета исследования.

Выбор методов проведения исследования.

Содержание деятельности педагога и детей

Деятельность ребенка Деятельность педагога Результат деятельности

-Обсуждает тему.

-Определяет свои потребности.

-Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы исследования и аргументирует свой выбор.

-Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель и задачи исследовательской деятельности.

-Определяет объект и предмет исследования.

-Самостоятельно или с помощью педагога выбирает методы проведения исследования. -Предлагает тематическое поле.

-Мотивирует дошкольников к обсуждению.

-Предлагает схемы анализа потребностей.

-Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.

-Консультирует и помогает при постановке цели. Определена тема исследования.

Обоснована актуальность выбранной темы исследования.

Сформулированы цель и задачи, исследования.

Определены объект и предмет исследования.

Выбраны методы проведения исследования

Планирование

Цель: поэтапная разработка хода исследования с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, возможных форм презентации результатов исследования, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Содержание работы

Анализ имеющейся информации.

Поиск информационных ресурсов.

Сбор и изучение информации.

Поиск оптимального способа достижения цели исследования (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности.

Составление плана проведения исследования.

Анализ ресурсов.

Практический

Содержание деятельности

Цель: осуществление исследования.

Выполнение запланированных технологических операций.

Текущий контроль качества.

Внесение (при необходимости) изменений в плане проведения исследования.

Содержание деятельности

Деятельность дошкольника Деятельность педагога Результат деятельности

-Теоретически и/или практически выявляет свойства объекта исследования; осуществляет поиск нового практического применения найденных свойств; делает анализ и обобщение найденных знаний.

-Наблюдает.

-Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

-Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

-Отвечает на возникающие вопросы. Оформленные результаты теоретического и/или практического изучения объекта исследования.

Готовы ли дети дошкольного возраста к такой деятельности? Достаточно ли развиты у них необходимые качества и умения? Конечно же, нет! Но диалектика обучения, воспитания и развития как раз и состоит в том, что ребенок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, предполагающей выработку этих умений. Например : самостоятельность как качество личности не может развиться без самостоятельной деятельности дошкольника. А исследовательские умения человека не могут появиться, если он не проводит исследования. Из всего сказанного следует вывод: детей дошкольного возраста необходимо

вовлекать в исследовательскую деятельность на доступном для них уровне, учитываяуровень развития мышления и воображения. А при работе подмечать проявления необходимых умений и развивать их. Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую хотелось

бы разрешить.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Но не стремитесь «навязывать» детям свои идеи, потому что то, что взрослому кажется важным, ребенка не интересует. И вместо увлекательного поиска, дети будут принимать участие в скучном мероприятии.

Следовательно, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его

склонности и интересы.

Публикации по теме:

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника»
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 00:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД