МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Совершенствование речи детей через диалог»

Наталья Глухова
Консультация для педагогов «Совершенствование речи детей через диалог»

Консультация для педагогов

«Совершенствование речи детей через диалог»

Составила: воспитатель

Глухова Наталья Владимировна

В ФГОС указано, что одно из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является владение детьми речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи (ст. п. ФГОС).

Публикация «Консультация для педагогов „Совершенствование речи детей через диалог“» размещена в разделах

Результаты диагностики показывают, что у многих детей существуют проблемы со связной грамматически правильной речью, поэтому данную проблему мы считаем актуальной и тема нашей сегодняшней встречи : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь делится на монологическую и диалогическую речь.

Монологическая - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

По мнению А. Г. Арушановой: «Диалогическая речь – это когда беседуют два (или более) партнера на какую – либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, поиск взаимопонимания. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности…»

Диалогическая речь делится на две формы: беседа и разговор.

Беседа – это общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами. В структуру беседы входит:

*Начало беседы

*Основная часть- используемые приемы (объяснение, рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, показ наглядного материала, игровые приемы, ТСО, вопросы)

*Конец беседы

Разговор – словесный обмен сведениями, мнениями.

Виды разговоров:

*Плановый

*Внеплановый

*Коллективный

*Индивидуальный

В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи, выявить его недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.

Разговоры с детьми могут быть плановыми и внеплановыми.

К плановым разговорам педагог готовится заранее. Внеплановые разговоры педагог не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого. (во время прогулок, игр, режимных моментов).

Для разговоров с детьми педагог использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, можно поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (Кто сшил платье? Куда ездили в выходные с мамой и папой? Что видел интересного).

Тематика и содержание разговоров определяются задачами которые ставит педагог и зависят от возрастных особенностей детей.

Главной целью в работе над развитием диалогической речи является – совершенствование умения детей пользоваться диалогом как формой общения.

Задачи:

*Способствовать освоению языка как средства общения.

*Развивать умение детей устанавливать социальные контакты друг с другом с использованием всех доступных речевых и неречевых средств.

*Учить детей устанавливать интерактивное взаимодействие (умение слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. д.)

В процессе решения данных задач у детей развиваются следующие умения:

-Умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос,сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.)

-Владение разнообразными формами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых)

-Умение использовать мимику и жесты.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста- развитие понимания речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых: Кто это? Что делает? Какой? Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

Роль педагога - инициатор.

В младшем дошкольном возрасте необходимо добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.

Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета: здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения.

Роль педагога остается ведущей.

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Педагог больше внимания уделяет качеству ответов детей : учит отвечать как в краткой, так и распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Роль педагога – собеседник.

В старших группах следует более точно, отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по - разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе. Внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным. Строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Роль педагога – наблюдатель (при необходимости координатор)

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Огромную роль в развитии диалогической речи имеют игры (подвижные игры, народные игры, словесные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры – драматизации, игры – инсценировки, режиссерские игры, которые можно включать не только непосредственно – образовательную и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон. Необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей дошкольного возраста это наиболее благоприятный период для развития диалогического общения с взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Групповая консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь много.

Консультация для педагогов ДОО «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»Консультация для педагогов ДОО «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру» Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие и коррекция речи у детей дошкольного возраста через сказку» РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ СКАЗКУ. Методы, приемы, возможности работы со сказкой. Среди самых разнообразных.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие моторных и речевых функций в народной педагогике через потешки и сказки» Развитие моторных и речевых функций в народной педагогике через потешки и сказки. Интуитивно, без всяких научных исследований, лишь доверяя.

Консультация для педагогов «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения» Я работаю педагогом-психологом в ГБДОУ № 49 комбинированного вида города Санкт-Петербурга. В нашем учреждении есть группа для детей с тяжелыми.

Консультация для педагогов «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода» Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через художественную литературу» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Развитие речи детей через художественную литературу» Воспитатель: Голубцова Светлана Юрьевна Овладение родным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Совершенствование речи детей через диалог»
Опубликовано: 30 января 2018 в 19:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД