Папки-передвижки

Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

Ольга Коврижных
Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»

Использование загадок,как средство формирования выразительности речи.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Публикация «Консультация для родителей „Использование загадок как средство формирования выразительности речи“» размещена в разделах

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте.

Образная речь детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности:

- наличие представлений у детей о средствах выразительности;

- понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

- понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

- способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

- умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

- использование в речи синонимов и антонимов;

- осознание обобщенного смысла.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества загадка занимает особое место.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей понимание образной стороны речи.

Все практики отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром?

Загадка заставляет ребёнка всматриваться в окружающую действительность, быть наблюдательным, уметь сосредоточить внимание на каком-то предмете или на слове, которое называет его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Ребёнок учится находить поэзию в самых простых вещах. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением даёт возможность взрослым (педагогам, родителям) формировать у ребёнка коммуникативные способности.

Способы построения загадки разнообразны. Чаще загадка строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение и т. д.).

Чтобы отгадать загадку, нужно быть хорошо знакомым с признаками предмета, уметь их выделять, связывать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Надо уметь наблюдать явления в развитии, в сложных и многообразных связях, это помогает построению правильных суждений и умозаключений.

Изобразительно-выразительные средства загадок богаты и разнообразны:

- употребление слова в переносном значении (внешний вид, общее назначение, частные признаки предметов);

- сопоставление с человеком (олицетворение, иногда используются личные имена;

- многозначность слова;

- применяются эпитеты и сравнения.

В загадках также могут сочетаться различные изобразительно-выразительные средства.

Условия отгадывания:

- системность в наблюдении (за листьями, за ягодами);

- понимание содержания загадки;

- обучение объяснению и доказательству отгадки;

- проведение опыта (например, снег);

- дидактические игры («Кому что нужно», «Что для чего нужно», «Что из чего сделано»);

- непосредственные действия с предметами в труде, в игре (название предмета, части предмета, материал из которого сделан предмет).

Приемы отгадывания:

- выделение указанных в загадке признаков неизвестного объекта, т. е. проведение анализа;

- сопоставление и объединение эти признаков, с целью выявления возможныех между ними связей, т. е. проведение синтеза;

- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей формулирование вывода (умозаключение, т. е. отгадывание загадки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей Консультация для родителей средней группы:«Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» Успешное воспитание слабовидящего ребёнка в.

Консультация для родителей «Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми» Тема:"Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми". Математическое развитие ребенка в семье осуществляется под руководством.

Консультация для родителей «Обязанности и ответственность родителей в сфере образования» Обязанности и ответственность родителей в сфере образования. Ребенок до достижения 18 лет по законам РФ обязан находиться под контролем своих.

Консультация для родителей «Некоторые вопросы о ребенке дошкольного возраста, которые волнуют родителей» Два языка. Отец решивший обучать свою дочь английскому языку уже с годовалого возраста, спрашивает: «Не повредит ли девочке, если родители.

Консультация для родителей на тему «Общение родителей и детей» Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Все родители хотят видеть своих детей успешными в будущем. Заложить основы успешности можно в раннем возрасте, при помощи родителей и воспитателей.

Консультация для родителей «Воспитание любовью и уважением. Маленькие истории для наших родителей» Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал В дошкольном возрасте ребёнок активно постигает особенности человеческих отношений.

Ошибки и секреты деловых родителей. Консультация для родителей Уважаемые родители! Много и плодотворно работая, Вы рискуете угодить в типичные психологические ловушки. Разрешите дать Вам три совета –.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Консультация для родителей Радуйтесь вашему сыну или дочке. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи»
Опубликовано: 21 августа 2015 в 09:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД