МААМ-картинки

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»

Оксана Вильгельм
Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»

Необходимость в программе полоролевой социализации мальчиков и

девочек назрела уже давно. Современная педагогическая наука и практика

чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ

лицензированных программ («Программа воспитания и обучения в детском

саду» под ред. М. А. Васильевой, программа «Радуга» — 1994, программа

«Развитие» — 1994) показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное»

Публикация «Консультация для родителей „Гендерное воспитание дошкольников“» размещена в разделах

существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и

маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические

исследования на эту тему ведутся с начала века (И. С. Кон). Первыми в нашей

стране забили тревогу физиологи (Т. П. Хризман, 1978). К сожалению,

результаты их научных исследований не были востребованы педагогической

практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т. А.

Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками

обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых

гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и не-

которые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по

сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы.

В исследовании Т. П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков

дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную

генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у

них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к

новым условиям.

По данным Т. М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно

отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся

разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций,

таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и

девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Первичная половая социализация, т. е. обучение ребенка поведению,

соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам. От

представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Все это и определило содержание работы по дифференцированному

подходу к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах

деятельности. Суть дифференцированного воспитания заключается :

- в овладении культурой в сфере взаимоотношений полов;

- формировании адекватной полу модели поведения;

- правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе.

Явными проявлениями гендерной идентичности ребенка являются

игрушки и одежда, которую он стремится одевать. Если интерес к играм и

одежде противоположного пола слишком выраженный, то следует обратить

внимание на данный аспект воспитания ребенка.

Современные требования к программам гендерного воспитания

В последнее время специалисты рекомендуют подходить к вопросам

гендерного воспитания детей комплексно. Их следует развивать всесторонне,

прививая им качества обоих полов. Связано это с тем, что общество выдвигает немного другие требования к полам. Современные женщины вынуждены быть более решительными и действенными, а мальчики должны уметь сочувствовать другим. Так, в девочках воспитывается решительность, а в мальчиках терпимость и умение сопереживать.

Имея признаки поведения, присущие обоим полам ребенку будет легче

адаптироваться к требованиям современного мира. Важно при этом соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка.

Рекомендации родителям по воспитанию дочерей.

- Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности,

необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же

отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и

заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о

счастливой семейной жизни.

- Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что

дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с

уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна

любви мужчины.

- Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её

поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

- У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты" : Мама должна

находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы

ритуальными и традиционными.

- Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к

старшему поколению.

- Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая

ей секреты своего мастерства.

Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.

- Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые

могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона,

спокойно).

- Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не

запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.

- Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность -

разрешать плакать, например (т. е. разрешать быть естественными).

- Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они

чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.

- Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует

его ответственность!

- Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

- Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.

- Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха

перед ответственностью.

- Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для

повышения самооценки мальчика.

- Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как

сына, но и как будущего мужа, защитника и т. п.

- Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

П А М Я Т К А

1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность

что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего

авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и,

по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь

больше вас.

2. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную

чувствительность и тревожность мальчиков.

3. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё

отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей

понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

4. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны,

т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение.

Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас

слушать и слышать.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников» «Всевышний сотворил человека Единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки (мужчина и женщина). С тех пор, они, такие разные,.

Консультация для педагогов «С чего начинается гендерное воспитание» Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье» От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей,.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание в семье» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта,.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье,.

Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников» Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание дошкольников» Подготовили воспитатели группы №12: Герасимова Т. А. Фоменко Н. А. Цель:.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Рекомендации и консультация для родителей на тему «Гендерное воспитание» Консультация для родителей на тему : «Гендерное воспитание девочек и мальчиков» Мы, взрослые во многом утратили способность видеть, слышать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 10:19
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД