Консультация для родителей и педагогов «Технология пальчиковых игр»

Лилия Боярко
Консультация для родителей и педагогов «Технология пальчиковых игр»

Технология пальчиковых игр.

Различают следующие этапы формирования кистевых и пальчиковых навыков:

В возрасте от 0 до 1 месяца формируется первая двигательная функция руки – хватание.

В возрасте 2х месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2-3 сек.

Начиная с 3 месяцев появляются условно рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек.

У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, удерживает предмет до 20сек, протягивает руки к предмету, цепляется за него.

В 6-7 месяцев перекладывает предмет из одной руки в другую.

В 8-9 месяцев крепко сжимает игрушку, показывает нос, глаза у другого человека.

В 10-11 месяцев ребенок накладывает один предмет на другой.

В 12 месяцев держит чашку.

В 1.5 года детям дают более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Моя семья».

Детям после 3 лет доступны позы пальцев: гусь, коза, ножницы, кольца. Все упражнения проводятся вместе со взрослыми.

Можно использовать игру без словесного сопровождения:

«Пальчики здороваются» — кончики больших пальцев поочередно касаются кончиков других пальцев руки.

«Человечки» — указательный и средний пальцы «бегают по столу».

«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный – ноги.

Пальчиковую гимнастику можно проводить как игру и можно использовать как игровой момент на различных занятиях. На занятиях по развитию речи пальчиковые игры можно проводить как в середине занятия, вместо физкультминутки, так и в конце. Это развивает речь и память детей.

На занятиях по математике пальчиковые игры хорошо проводить при счете, а также вместе с физкультминуткой. На занятиях по рисованию, лепке можно проводить разминку. Это помогает детям рисовать и лепить (покатать карандаш между ладоней, упражнения на сгибание разгибание рук).

4-5-летние дети предпочитают игры со множеством событий. Более того подпевают тексты рифмовок в нужном ритме.

Дети после 5 лет, как правило оформляют игры реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками.

Обучение движениям осуществляется в несколько этапов:

1 этап – действия с помощью пальцев одной руки.

2 этап – действия с пальцами обеих рук.

3 этап – создание игровых образов.

4 этап – игры с бумагой, палочками, спичками.

5 этап – использование пальчиковой гимнастики в рассказах, инсценировках, использование перчаток (пальчиковых игр, теневой театр.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческих способностей. Пальчиковые игры как бы отображают объективную реальность – это предметы, животные, люди и их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировках каких-либо историй, сказок при помощи пальцев.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры:

мозаику (крупную и мелкую,всевозможные пирамидки.

наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук)

наборы колец различных величин для нанизывания их на стержень.

цветные клубки ниток для перематывания.

пособия по застегиванию пуговиц.

наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.

наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)

палочки для выкладывания узоров.

тестопластика.

отщипывание бумаги для аппликаций и ручного труда.

Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «театр пальчиков».

Обучение следует начинать с заучивания детьми названий пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). При обучении детей объяснения необходимо одновременно сочетать с показом движений. Если ребенок не может выполнить то или иное движение, нужно помочь ему, взяв его руки в свои.

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. В чем же заключается влияние мелкой моторики рук на развитие речи?

При некоторых речевых нарушениях у детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучении и воспитанию предусматривается воспитательно-корректирующие мероприятия в данном направлении и ставятся следующие задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.

3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий с логонедами.

4. Установить влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в игру.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной или даже выше нормы.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, выполняя пальчиками различные упражнения. Ребенок достигает хорошего развития моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Таким образом,

Использование пальчиковых игр в коррекционном обучении детей с нарушением речи позволяет:

Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей.

Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.

Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Все упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической и лексико-грамматической направленности, которые включаются соответственно в занятия по звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач:

снимать напряжение после изучения нового материала.

развивать память, внимание, эмоции.

содействовать развитию дыхания.

закрепить произношение отдельных звуков речи.

развивать просодическую сторону речи.

В текстах присутствуют веселые, забавные образы, которые воздействуют на эмоции, вызывают положительные чувства, что в конечном итоге помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов.

Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз, сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка.

Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Теневая игра.

Комната, в которой проводится теневая игра, затемняется. Источник света освещает экран на расстоянии 3-4 м. Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5-2 м от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Правильное размещение рук между стенкой и источником света зависит от силы источника света. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками.

Исполнители должны располагаться так, чтобы тень, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличить или уменьшить размеры теневых фигур.

Примерные положения рук:

1. Орел

2. Рыбка

3. Тигр

4. Волк

5. Собачка

6. Змея

7. Лама

8. Гусь

9. Заяц

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. не дает эффект расслабленное, небрежное выполнение упражнений. Особое внимание следует уделять тренировке движений повышенной сложности, т. е. Таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка дает видимый и быстрый эффект.

Итак, можно сделать вывод, что пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, воображение, наблюдательность, знакомят детей с геометрическими фигурами, со счетом.

Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и в моторике рук, позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка.

Публикации по теме:

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Оснащение центра «Здоровячок» с учетом интегрированного подхода к предметно-развивающей среде группы.Оснащение центра «Здоровячок» с учетом интегрированного подхода к предметно-развивающей среде группы. Предметно – развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного,.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Новый год
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Технология пальчиковых игр»
Опубликовано: 19 января 2014 в 22:14
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...