Папки-передвижки

Консультация для родителей «О слове, о речи, о культуре общения»

Наталья Вильховая
Консультация для родителей «О слове, о речи, о культуре общения»

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.

В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.

Между тем, детское игровое общение важно для разностороннего речевого развития.

Публикация «Консультация для родителей „О слове, о речи, о культуре общения“» размещена в разделах

Проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью. Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны его формирования. Навыки чтения и письма не являются показателем развития дошкольника. Основные составляющие речевого развития детей: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Игры – важнейший способ разностороннего развития речи.

Разыгрывание сказки с заместителями. Например, разыгрывая сказку «Рукавичка», можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками. А рукавичку – самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет. Далее можно заменять кружки игрушками, изображающими героев. Каждая из игрушек диктует свою манеру поведения, речи, интонации. После этого возникает игра «за двоих», которая чрезвычайно полезна не только для речевого, но и общего развития ребенка.

Очень полезно родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Очень полезна такая традиция, как коллективное чтение в семье, которое объединяет всех её членов, воспитывает любовь к литературе.

Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов, которые родители могут записывать в так называемые книжки-малышки с иллюстрациями детей. В них дети могут рассказывать об экскурсиях в лес, парк, зоопарк, цирк. Об интересных случаях, поездках, событиях.

Отличной подготовкой к овладению письменной речью является обучение детей связной устной речи. Этому способствует совместное с взрослыми сочинение писем родственникам, друзьям и т. д. Кроме того, привлечение к переписке с родными и знакомыми важно для формирования у детей нравственных качеств и чувств, дружелюбия, любви, внимательного отношения к близким, заботливости. Чтобы сочинение письма было для ребёнка увлекательным занятием, важно вызвать у него интерес, прочитав стихотворения Ю. Тувима «Добрые мои дети», С. Маршака «Почта», А. Чехова «Ванька». Правила составления письма: письмо начинается с обращения, сообщается информация о себе, далее задаются вопросы, высказываются пожелания, в конце письма необходимо прощаться и написать своё имя.

Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную, эмоциональную; превращать заучивание в весёлое обыгрывание содержания стихотворения. Использовать построчное запоминание в форме игры «Скажи строчку», когда взрослый и ребёнок по очереди произносят строчке стихотворения, потом меняется порядок строк.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания (выработка длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания). Этому способствует произношение на одном выдохе загадок, пословиц, коротких считалок, «чистоговорок».

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, можно предложить «Играть с детьми на кухне». Для этого можно использовать простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик и т. д., игры на обогащение словаря «Какие слова вытащим из супа, компота, плиты?», «Вкусные слова (кислые, сладкие)», «Чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь)». С целью развития грамматического строя речи – игра «Сварим варенье» (из яблок – яблочное, «Приготовим сок» (яблочный). По дороге в детский сад и домой можно играть в игры: «Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко», «Упрямые слова».

В выходной день родители могут «подарить» ребёнку новое слово, объясняя его значение, что является расширением словаря ребёнка.

Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Культура общения - дело большой социальной значимости. Чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

Развитие коммуникативных умений предполагает способность говорить и слушать других. Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета) .

В широком смысле - это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, набор выражений) .

В узком смысле - это этикетные формулы, т. е., слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения; отношение и обращения, извинения и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторое другое.

Речевые стереотипы комбинируются в тематические ряды. Каждый из таких форм имеет базовую и периферийную основу, обычно стилистически и эмоциально окрашенные. Например, базовая формула «здравствуйте» - ей противостоит разговорная «привет» и книжная, эмоциональная «очень рад вас приветствовать».

Правильное использование этикетных формул помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Предлагаемый мною материал помогает:

- введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов;

- формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения / с кем, где, когда, зачем говоришь/. Освоение ребенком собственно речевых норм идет а единстве с изучением общих правил культурного поведения.

В основную обучения положен ролевой принцип, по которым собеседник должен осознавать свою ролевую сторону (старший-младший, знакомый-незнакомый и др.) соответственно строя свое речевое поведение, используя необходимые в каждой конкретной ситуации этикетные формулы. Мы берем типичные ситуации общения (детский сад, дом, общественный транспорт, театр и др., где достаточно четко определены ролевые позиции (мальчик-мальчик, мальчик-девочка, брат-сестра, бабушка-внук, ребенок-взрослый) знакомый или незнакомый.

Лучше и легче всего обучение проходит в игре, особенно дидактической, а также ролевой, так как именно в игре естественно и максимально разнообразно реализуются коммуникативные способности.

Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.

В своей работе я использую тематические связанные рассказы из жизни маленьких детей, их друзей и близких, а по ним дидактические беседы, ролевые игры. Рассказы строятся на принципе контраста, который позволяет детям, с одной стороны, критиковать неправильное в поведении и речи, с другой - отмечать достоинства и строить правильную этикетную речь по образцу.

Правила речевого поведения осваиваются на игровом принципе, который соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка т. к. игра для него - типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок.

На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно, свободно, говорить, смеяться, двигаться. Песни, прилагаемые к занятиям, картинки создают эмоциональный фон, содействуют усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения.

Предлагаемый материал может быть использован для работы с родителями, предварительно подготовив их через консультации.

Главное - не спешить! Не принуждать к заучиванию этикетных норм и выражений использовать как пример ситуации, бывшие в опыте детей и их близких!

Наблюдая за повседневным речевым поведением ребенка подсказывать ему необходимые слова, напоминать примеры, уже знакомые из рассказов и практики.

Обучая ребенка культуре речевого общения, мы благотворно влияем на развитие его характера, его отношений с окружающими, помогаем свободно и без страха войти в мир общения.

ВОСПИТЫВАТЬ ТАКТИЧНОГО СОБЕСЕДНИКА

Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиций и дух народа. В. А. Сухомлинский говорил: «Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры». В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

В этой связи возникают следующие задачи воспитания: формировать у ребенка культуру речи, учить его четко и ясно произносить слова, правильно и понятно для окружающих излагать мысль, вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой, не перебивать говорящих, говорить без крика, владея силой голоса и различать интонации, не вульгаризировать речь словами - сорняками, спокойно и скромно держать себя во время разговора.

Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая им, копируют услышанное. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления.

В детском саду проводится систематическая работа по развитию речи, на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Работа, проводимая по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Дома надо поддерживать требования

воспитателей: следить, чтобы ребенок, разговаривая, вел себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не гримасничал, не держал руки в карманах или сидел развалясь. Разговаривая, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен.

Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш путает понятия и слова, обозначающие их, переставляет и пропускает слоги, делает неправильные ударения, неправильно произносит звуки, восполняет жестами недостающие слова, придумывает остроумные, на наш взгляд, каламбуры. Подобное словотворчество не от избытка остроумия, а от незнания ребенком особенностей родного языка. Вредно «сюсюкать» с детьми, подражая детскому словотворчеству. Разговаривая с ребенком «детским» языком, взрослые невольно задерживают его речевое развитие. Если ребенок говорит неправильно, надо поправить и предложить повторить. Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной речью.

Надо напоминать ребенку, чтобы он говорил четко, ясно, вел себя спокойно во время разговора. «Не торопись. Сначала подумай, а потом скажи».

Следует помогать дошкольнику наводящими вопросами последовательно изложить свою мысль. Случается, что у ребенка запас слов опережает формирование конкретных представлений. Это бывает чаще тогда, когда родители разговаривают с ребенком малопонятными ему словами. Ребенок слышит эти слова, они привлекают его своей новизной, и ребенок произносит их не к месту, не осмысливая значения. Помочь детям осмыслить значение новых слов - наша обязанность.

Известно, что культура речи проявляется не только в том, что сказано. Обычное «здравствуйте» может прозвучать приветливо, доброжелательно или небрежно, холодно, презрительно. Все зависит от того, каким тоном мы его произносим и с каким выражением лица. У детей иногда проскальзывают грубые интонации. Надо просто постараться устранить подобные интонации у окружающих взрослых.

Важно уметь отличать развязность от непринужденности, застенчивость от неумения держать себя во время разговора. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения. Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод.

Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо. Разъяснять ребенку, что говорить и рассуждать надо только о том, что знаешь. Пусть пословица, «лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удержаться от пустословия.

Воспитывать живого, тактичного собеседника - одна из Задач, которая должна решаться на протяжении дошкольного детства. К школе дети должны знать доступные их пониманию правила, помогающие им овладеть культурой речевого общения.

Публикации по теме:

«Дефицит общения, или Как найти общий язык с непоседой». Консультация для родителей В наши дни мы все больше времени уделяем работе и все меньше времени остается на общение в кругу семьи. Тихие домашние вечера, когда вся.

Консультация для родителей «Как научить своего ребенка транспортной культуре?» Ребенок вырвался из рукЧтобы научить своего ребенка транспортной культуре, родителям, прежде всего, следует самим овладеть хотя бы азами.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие связной речи как основы культуры общения» Язык народа – лучший, никогда Неувядающий и вечно вновь Распускающийся цвет всей его духовной жизни. К. Д. Ушинский. Известно, что дошкольный.

Консультация для родителей на тему «Воспитание детей путём приобщения к народной культуре» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством фольклора надо прививать с раннего детства. В группе мы рассказывает детям о.

Консультация для родителей «Речь детей от 3-х до 5-ти лет как средство общения» Первые слова ребенка обычно вызывают у родителей не меньшее восхищение, чем первые шаги. Правда, первые шаги не означают, что ребенок научился.

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи речи детей второго года жизни» группа раннего возраста Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни Развитие речи от 1 до 2 лет. Второй год характеризуется.

Консультация для родителей: «Роль воспитателя на НОД по физической культуре» Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре».Дошкольный возраст.

Консультация для родителей «О роли инструктора по физической культуре» Цель: Познакомить коллег и родителей с целями и задачами Примерной общеобразовательной программы воспитания и роли инструктора по физическому.

Тренинг по культуре педагогического общения Групповое развивающее занятие для педагогов «Культура педагогического общения» Задачи: • Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «О слове, о речи, о культуре общения»
Опубликовано: 8 марта 2016 в 21:10
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД