Папки-передвижки

Тренинг по культуре педагогического общения

Екатерина Фетищева
Тренинг по культуре педагогического общения

Групповое развивающее занятие для педагогов

«Культура педагогического общения»

Задачи:

• Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование навыков общения;

• Способствовать повышению у педагогов уровня развития эмпатии, коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений;

• Создание в группе рабочей психологически комфортной атмосферы.

Оборудование: карточки с изображением геометрического узора, бумага для рисования, карандаши.

ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ

Публикация «Тренинг по культуре педагогического общения» размещена в разделах

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Содержание: все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

Основная часть

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми, родителями, педагогами. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями человека. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога. Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения.

Общение бывает вербальным (речевым) и невербальным (неречевым).

Основным навыком эффективного взаимодействия является наличие культуры слушания.

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Слушание может быть активным, пассивным, эмпатическим.

Активное слушание – когда на первый план выступает отражение информации.

Продуктивные способы активного слушания:

Повторение – цитирование сказанного партнером в своих фразах («Итак, ты считаешь… (далее цитата)» или «Насколько я тебя поняла. (далее цитата)»

Перефразирование – состоит в возвращении собеседнику его же высказываний, выбирая наиболее существенные моменты («По вашему мнению…», «Другими словами). Цель – уточнение информации.

Резюмирование предполагает сокращенное воспроизведение слов партнера. Помогает при обсуждении претензий или несогласий («Если теперь подытожить сказанное…»)

Развитие идеи (интерпретация сказанного) позволяет уточнить смысл сказанного («Ты, вероятно, имеешь в виду, «Вы, наверное, говорите это, потому что?»)

Активное слушание не эффективно, когда Вы слушаете человека, пребывающего в состоянии сильного эмоционального напряжения. Приемы активного слушания работают тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника.

Пассивное слушание – бывает, приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, здесь приемы активного слушания не срабатывают. В таких случаях вашему партнеру надо только одно – успокоиться, овладеть собой, только после этого с ним можно будет общаться, только тогда он сможет услышать то, что вы говорите. Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом помогают так называемые «угу-реакции» : «да-да», «угу», кивание головой. Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Затем можно включать активное слушание.

Эмпатийное слушание – способность понять чувства собеседника, разделить их. При эмпатийном слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Методика применима, когда человек сам хочет поделиться с Вами какими-то переживаниями. В таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру в мимике, жестах, эмоциях.

На пути взаимопонимания лежат барьеры общения, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга.

Под барьерами общения подразумевают те немногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

Существуют:

Коммуникативные Психологические

Когда человек не понимает речи, например, если люди

собеседника по тем или иным не понимают друг друга

причинам, например, если речь из-за разницы в возрасте

искажена или люди беседуют на или первое впечатление

разных языках. оказало слишком сильное

влияние.

Личностные барьеры педагогического общения бывают :

• Стереотипы мышления – устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках и ситуациях)

• Предвзятость – внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.

• Неправильное отношение друг к другу

• Отсутствие внимания и интереса к другому

• Пренебрежение фактами

• Барьер страха

• Барьер страдания

• Барьер плохого настроения

• Барьер презрения

• Барьер недостаточного понимания важности общения

• Барьер речи

Каждый образованный человек может назвать, как преодолеть барьеры общения : быть, прежде всего, хорошим слушателем, быть компетентным в обсуждаемом вопросе, дружелюбно настроенным, уметь вызвать положительные эмоции, производить приятное впечатление внешним видом и манерами, соблюдать правила этики.

В общении рекомендуется придерживаться следующих правил:

• проявлять искренний интерес и внимание к коллегам;

• быть приветливым, внимательным, создавать благоприятную атмосферу;

• как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника;

• уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание;

• никогда не унижать человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре;

• хвалить другого человека, подчеркивать его значимость и компетентность;

• обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме;

• прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках;

• задавать вопросы вместо того, чтобы давать приказания;

• хвалить человека за каждый его даже скромный успех и быть при этом искренним;

• делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите;

Педагогическое общение – это межличностное взаимодействие субъектов педагогического процесса, состоит в передаче общественного и профессионального опыта.

Сейчас я Вам предлагаю проиграть ситуацию того, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию.

1. Упражнение на развитие навыков слушания

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, т. к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских. Он должен вернуться к 14 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

Анализируется, как и когда была искажена информация.

Делается вывод: так и в жизни (в семье, на работе, среди знакомых) информация искажается, принося тем самым различного рода вред. Значит, и дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. 2. Упражнение «Рисование по инструкции»

Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Описание. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.

Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим? Что было трудно? Что не получилось? Почему?

(Условия для каждого индивидуальны и каждый для себя эти условия создает).

3. Игра-активатор “Друг к дружке”.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Левая рука к левой руке!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ладошка к ладошке!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Большой палец руки к большому пальцу руки!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

Все. Спасибо. Садитесь

Рефлексия чувств.

Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

4. Упражнение «Волшебные слова»

Все люди на свете испытывают потребность в общении. О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, вежливость.

Требовать от других можно только то, что ты способен дать и даешь сам. Очень часто эту простую истину забывают, особенно дома, в отношениях с близкими родственниками.

Ведущий: Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен овладеть общительный человек, является умение говорить "волшебные слова". В самом начале разговора нужно расположить собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы вам установить более теплые и приятные отношения

Сегодня мы вспомним некоторые "волшебные слова" и выражения.

Какие "волшебные слова" вы знаете? Прошу высказываться. При этом желательно обосновать, в каком случае то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект.

Ответы педагогов.

Пословицы:

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

Худое слово и сладким мёдом не запьёшь.

Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Из одних слов шубы не сошьёшь.

Анкета “Обратная связь”

Анкета «Мнение»

1. Степень твоей включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

(Обведи кружочком соответствующий балл.)

2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

4. Что тебе не понравилось на этом занятии? Почему?

5. Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.)

Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

Публикации по теме:

Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи тренинга: формирование благоприятного психологического.

Конспект психолого-педагогического занятия по развитию навыков межличностного общения Цель занятия: - развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задача занятия: формирование личности, способной.

Конспект занятия по культуре речевого общения в средней группе «В гостях у пчёлки» Програмное содержание. Этическое воспитание: -показать детям эффективность доброжелательного, културного общения и поведения, воспитывать.

Тренинг для молодого педагога Тренинг для молодого педагога. Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Тренинг для молодых педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Тренинг для молодых педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Ведущий: старший воспитатель Панюкова.

Тренинг для педагогов ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». (Сенека).

Тренинг «Я-педагог!» Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!» Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых.

Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Команда ДОУ» Видео Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Команда ДОУ» Материал: видео для релаксации, ватман, простые карандаши, глянцевые журналы,.

Тренинг общения для разновозрастной группы детей с использованием социально–ориентированных технологий Сценарий тренинга общения для разновозрастной группы детей с использованием социально – ориентированных технологий. Сказка «Маленький Медвежонок».

Тренинг «Сплочение педагогического коллектива» Тренинг «Сплочение педагогического коллектива ДОУ» Цель тренинга: Сплотить новообразованный педагогический коллектив детского сада. Предварительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг по культуре педагогического общения
Опубликовано: 30 декабря 2015 в 09:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД