Виктория Васильевна Шматова
Консультация для родителей «Особый ребенок»
Система современного музыкального воспитания диктует музыкальным педагогам необходимость перемены авторитарного стиля общения с ребёнком на партнёрские отношения, когда музыкальный педагог подбирает музыкальные сюжеты, репертуар исходя из потребностей самого ребёнка, его настроения и ситуации.
В ДОО большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и музыкальному развитию детей. Подготовка и проведение утренников остаётся яркой полосой в памяти детей и родителей, но какой ценой? Не секрет, что репертуар заучивается и репетируется в течение 2-3 месяцев. Причём, творческой активности детей уделяется последнее место, и лишь недавно такой вид деятельности как «Детское творчество» был выделен в отдельный. Наша задача помочь ребёнку набрать необходимый пластический, интонационный, исполнительский (в игре на музыкальных инструментах) словарь для воплощения тех образов, которые он захочет создать.
Публикация «Консультация для родителей „Особый ребенок“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В работе с группой «Особый ребёнок» на первый план выходят задачи по коррекции тех нарушений, которые являются первостепенными и мешают ребёнку. Работая с аутичными детьми, главным становится налаживание социальных отношений внутри группы средствами музыкального общения.
В связи с этим основными задачами музыкальных занятий являются следующие:
- приобщать детей с проблемами в развитии к основам музыкальной культуры, развивать их музыкально-эстетические интересы, потребности;
- развивать музыкальные способности, творческие навыки в различных видах музыкальной деятельности, формировать посильные способы музыкальной деятельности;
- способствовать коррекции нарушений в развитии ребёнка средствами музыки и музыкальной деятельности;
- доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон;
- дать детям возможность для проявления своего «Я» музыкальными средствами через пение, движение, игру на музыкальных инструментах;
- способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации.
Опыт работы с детьми с особенностями развития показал, что музыкальное занятие должно быть жёстко структурировано. После индивидуального музыкального приветствия следует разминка, которая включает в себя речевые игры; «пальчиковые песенки»; элементы психогимнастики; звучащие жесты; упражнения по типу «Зеркало»; распевания.
У детей с эмоционально-волевыми нарушениями, умственной отсталостью, ЗПР в процессе восприятия музыки развиваются и совершенствуются эмоции, т. к. музыка по своей природе эмоциональна. А в процессе музыкальной деятельности, когда мы совместно проживаем разные образы, сюжеты, зарисовки, дети примеряют как костюмы радость, удивление, обиду и т. д. И впоследствии им становятся более понятны эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди в повседневной жизни.
В процессе певческой деятельности у детей с отклонениями развивается речь, совершенствуется звукопроизношение. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра, динамики звука.
Музыкально-ритмическая деятельность укрепляет и совершенствует двигательный аппарат ребёнка, формирует точность, ритмичность движений, способствует совершенствованию пространственных представлений. Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создаёт бодрое настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать двигательную активность по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют двигательные акты.
Игра на музыкальных инструментах не только доставляет детям огромное удовольствие, активизируя самостоятельные и творческие проявления, но и развивает слух, память, произвольное внимание, способствует выработке координации движения рук, пальцев. В качестве разминки перед непосредственным музицированием хорошо использовать звучащие жесты: ритмичные хлопки, щелчки, пошлёпывания руками по различным частям тела, притопы ногами, цоканье язычком и т. д. под звучащую музыку.
Речь, музыка и движение на занятиях должны быть тесно взаимосвязаны. Только в этом случае педагог может добиться чистоты интонирования и выразительности в пении, согласованности движений. Таким детям нужна дополнительная сенсорная стимуляция.
Часто на занятиях используют театрализованные игры. Они развиваются по заранее известному сюжету, например, инсценировка песни, музыкально-ритмической игры, танца или импровизированному сюжету – придумывание совместной сказки и озвучивание её оркестром.
Обычно музыкальное занятие заканчивается музыкальным прощанием и совместным музицированием ребёнка и музыкального руководителя на фортепиано. Важно установить музыкальный диалог, открывая тем самым новую возможность для общения, что особенно актуально для детей с эмоционально-волевыми нарушениями.
Музыкальный руководитель, психолог, дефектолог, присутствующие на занятиях, активизируют действия детей, оказывают необходимую помощь, подбадривают замкнутых, неуверенных в себе детей. Команда педагогов определяет для каждого ребёнка и для группы в целом те коррекционные задачи, которые необходимо решить в процессе музыкальных занятий.