МААМ-картинки

Консультация для родителей «Схемы описательных рассказов в развитии речи дошкольников»

ольга курицына
Консультация для родителей «Схемы описательных рассказов в развитии речи дошкольников»

Консультация для родителей

«Схемы описательных рассказов в развитии речи дошкольников»

подготовлена воспитателем:Курицыной О. Ю.

Публикация «Консультация для родителей „Схемы описательных рассказов в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах

Нарушение речи у детей дошкольного возраста достаточно распространенное явление. Причины возникновения этих нарушений разнообразны и детей с проблемами в речи становится все больше и больше. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия.

Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи :

- наглядность - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

- создание плана высказывания, последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективную наглядность и план высказывания.

Цель использования схем-мнемотаблиц - развитие разных видов памяти : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения.

При работе с таблицам дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно.

Мнемотехника основана на вербально-логическом мышлении. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения, побуждая ребенка к речевой и мыслительной активности. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение или текст.

Мнемотехника помогает при автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки, опираясь на веселые рисунки.

С помощью метода моделирования удаё тся достичь значительных результатов в следующем:

Активизируется словарный запас;

Расширяется круг знаний об окружающем мире;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

Свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Развивается фантазия и творческое воображение детей.

Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели

прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

Мнемотаблицы могут быть:

1. Предметные таблицы, в которых изображены определенные предметы.

2. Предметно – схематические таблицы, в которых есть и определенные предметы, и

схематическое изображение признаков и предметов.

3. Схематические таблицы, в которых предметы изображены символически.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных

символов слов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В

младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;

2. раскрывать существенное в объекте;

3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Разрезав мнемотаблицу, можно играть в следующие игры:

1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;

2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к

данной теме;

3. определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. найти лишнюю картинку;

5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. ”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7. игра “Подними картинку ”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Схемы для описания и примерные рассказы по этим схемам представлены в Приложении 1. Литература:

Л. В. Черемошкина «Развитие памяти детей» Ярославль «Академия развития» 1996г.

Нина Гурьева «Год до школы. Развиваем память» (упражнения по мнемотехнике для

формирования навыков запоминания) Санкт-Петербург» Светлячок» 2000г.

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи

у дошкольников» Москва «Просвещение» 1990г.

Приложение 1 Схемы + описание - Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т. к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных

рассказов, являются схемы.

"Фрукты-Овощи" :

Посуда: :

Транспорт

Обувь

Профессии

Публикации по теме:

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Консультация для родителей «Игры, способствующие развитию речи у дошкольников» Хочу предложить Вашему вниманию игры, которые разовьют мышление и речевые навыки Вашего ребёнка. 1. Весёлые фонарики: Вместе с малышом лягте.

Консультация для родителей «Польза счетных палочек в развитии дошкольников» Консультация для родителей: "Польза счетных палочек в развитии дошколят" Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Схемы описательных рассказов в развитии речи дошкольников»
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 14:33
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД