Получи документы

Консультация для родителей «Страхи и страшные сны у детей»

Татьяна Зеленкова
Консультация для родителей «Страхи и страшные сны у детей»

Страхи и страшные сны у детей

Что такое страх?

Страх – это фундаментальная эмоция человека, возникающая в ответ на действие угрозы. Как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр., страх не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от риска, уводит от опасности, регулирует и строит его поведение.

Публикация «Консультация для родителей „Страхи и страшные сны у детей“» размещена в разделах

Страхи у детей дошкольного возраста.

Страхи у детей в возрасте до 7 лет требуют внимательного отношения взрослых. Проявления страха у ребё нка разнообразны: от суетливости и многословности, до полного оцепенения, когда ребенок замолкает и замирает.

У каких детей возникает большое количество страхов?

Можно с уверенностью утверждать, что страхов гораздо больше у эмоциональных, чувствительных и впечатлительных детей, а так же у детей тревожных родителей, и детей, растущих в атмосфере психологического неблагополучия (конфликты, ссоры, эмоциональная холодность в семье). Большинство детей, имеющих проблему страхов, по той или иной причине недополучили от родителей уверенности в своих силах. Для таких детей не свойственно проявление агрессии, они не дают сдачи. Все вышеперечисленные факторы являются благоприятной почвой для возникновения страхов. Остаётся лишь появиться угрозе (действительной или придуманной, которая и спровоцирует определенное поведение ребенка.

С чем связано возникновение страхов у дошкольников?

1. В этом возрасте активно развивается эмоциональная сфера, воображение ребенка.

2. Расширяется кругозор и общая эрудиция. Ребенок узнает о жизненных проблемах, смерти, травмах, болезнях и т. п.

Таким образом, для дошкольников небольшое количество страхов является возрастной нормой. Принято считать, что для детей 3-5 лет – это 7-8 страхов, в числе которых: боязнь темноты, одиночества, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови, неожиданных звуков. Для 6-7 летних детей значение нормы страхов ещё выше – 10-11 страхов – норма. Типичными страхами детей 5-7 лет бывают : боязнь животных, смерти, пожара, глубины, страшных снов, нападения, страх наказания.

Как отличить возрастной страх от невротического?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :

«Осторожно, страхи

Возрастные страхи

(проходят с возрастом и требуют правильного обращения) (см. Правила обращения со страхами) Невротические страхи

(не проходят с возрастом и требуют вмешательства психолога)

1. Эмоционально не выражены, не слишком заметны и не мешают ребенку 1. Эмоционально выражены, заметны, мешают ребенку

2. Проходят в спокойной и безопасной обстановке 2. Сохраняются в течение длительного времени

3. Не накладывают отпечаток на характер ребенка 3. Оказывают неблагоприятное влияние на характер (появляются неуверенность, тревожность, мнительность)

4. Выраженные нервно-психические нарушения отсутствуют 4. Присутствуют и другие нервно-психические нарушения помимо страхов (энурез, ребенок грызет ногти, заикается и т. д.)

5. Ребенок пытается изучить объект страха, познать и преодолеть 5. Ребёнок избегает не только объекта страха, но и всего нового, неизвестного

6. Страх одиночества, темноты, животных ситуативен и не част 6. Страх одиночества, темноты, животных заметно выражен

7. Страхи легко поддаются коррекции и самокоррекции 7. Страхи с трудом поддаются коррекции и самокоррекции

Причины возникновения страхов в дошкольном возрасте:

1. Истоки тревожности следует искать в раннем детстве; уже на втором году жизни она может возникнуть как результат неправильного воспитания.

2. Наличие страхов и тревожности у родителей, главным образом у матери.

3. Чрезмерная принципиальность родителей или их эмоциональное неприятие ребенка.

4. Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.

5. Конфликтные отношения между родителями в семье - очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

6. Постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца.

7. Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.

8. На количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство.

9. Возраст родителей : у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги; у «пожилых» родителей дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей.

10. Взаимоотношения со сверстниками - если детский коллектив и взрослые не принимают ребенка, обижают его, то малыш не хочет идти в детский сад, так как он боится.

11. Психические травмы типа испуга.

12. Психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Памятка для родителей

«Правила обращения со страхами»

1. Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном.

2. Страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе, тем он становится меньше.

3. Страхи не любят, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги, да и просто осуществить с ними какие-то действия. От этих действий страхи и страшные сны начинают таять, как тает снег в погожий весенний день.

4. Кроме этого, важно понять, а не являются ли родители источником тревоги? Например, родители сами много боятся и внушают свои опасения детям.

5. В разном возрасте страхи преодолевают по-разному. Для детей 3-5 лет естественной будет «расправа» над злом – зло надо уничтожить (порвать рисунок с изображением страха). Детей 5-7 лет нужно научить справляться с опасностью, используя свой ум, знания и умения. Нужно научить ребёнка гибкому ролевому поведению при столкновении с жизненными препятствиями и трудностями.

Способы коррекции детских страхов :

1. Устранение страхов с помощью арт-терапии - рисуя и рассказывая, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

2. Метод избавления от страхов с помощь игр подвижных и ролевых (при выборе ребенком роли «злодея» и при вхождении ребенка в образ источника собственного страха достигается поставленная цель).

3. Куклотерапия - одно из направлений арт-терапии - у ребенка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки.

4. Метод анатомирования и манипулирования страхами направлен на то, чтобы ребенок осознал и принял ситуацию, которая вызывает у него страх. Кроме того, имеет место и десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха.

5. Песочная терапия - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.

Таким образом, при работе со страхами детей необходим комплексный подход к решению данной проблемы, а самое главное - коррекция детско-родительских взаимоотношений в семье.

Публикации по теме:

Консультация «Детские страхи в мире взрослых» «Детские страхи». Составила воспитатель МБДОУ ДС №:5 «Незабудка» Грабарь Э. А. «Именно эмоции осуществляют первые связи маленького человека.

Консультация для родителей «Детские страхи» Каждый человек в жизни испытывал на себе проявление страха. Эта эмоция связана с различными переживаниями. Дети испытывают страх чаще,.

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Консультация для педагогов и родителей «Детские страхи» Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому.

Игровой тренинг для детей и родителей «Ахи-страхи» Цель: повышение родительской компетентности по вопросам профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста страха темноты. Задачи:.

Консультация для родителей «Детские страхи» Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития.

Консультация для родителей «Как победить страхи» Консультация для родителей. «Как победить страхи». У каждого ребенка бывают свои причины для возникновения страхов или тревожных состояний,.

Консультация для родителей «Ловушки для родителей. Любовь и страхи» Отучение от безусловной любви происходит поэтапно. Причём процесс этот всегда двусторонний: отвыкаем мы сами и постепенно отучаем малыша.

Консультация «Большие страхи Вашего крохи» Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления.

Проект для детей 5–7 лет «Детские страхи» Сроки реализации: 12 месяцев Участники проекта: дети 5-7 лет, родители, воспитатели, Чего же могут бояться наши дети? От 5 до 7 лет Страхи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Страхи и страшные сны у детей»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 14:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД