Консультация для родителей и воспитателей «Немного о сказкотерапии»

Варвара Лютостанская
Консультация для родителей и воспитателей «Немного о сказкотерапии»

Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному.

В задачи сказкотерапии входят:

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем: бессознательно идентифицируя себя с героем, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствие и необходимые дела. ребенок воспринимает и усваивает причинно - следственные связи, существующие в этом мире. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. на примере судеб главных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

часто дети просят свои родителей и воспитателей читать одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает понять ему важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Сказка представляет возможность проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений. Исследовать других людей и их реакции. по отношению к нему, к ребенку, постигать смысл происходящих вокруг него явлений. наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом. В сказке, все испытания, которые выпали на долю героев, нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми, а персонажи, совершившие плохие поступки, обязательно получат по заслугам. Тот же, кто проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. Ребенок может сделать вывод: как ты относишься к миру, так и он к тебе.

Читая или слушая сказку, ребенок "вживается" в повествование. Он может идентифицировать себя с разными одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка к эмпатии, сопереживанию, способность вставать на место другого. Переживая судьбу героя, ребенок учится преодолевать свои страхи или по-другому относиться к их существованию. (Страх смерти и неизвестного, страх необратимости поступка, страх оказаться "не таким", не принятым, страх оказаться в одиночестве, страх боли и другие.) Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Сказкотерапия обеспечивает:

- развитие творческого (креативного) мышления ребенка;

- совершенствование вербального языка (ребенок учится формулировать свои мысли;

- развитие фантазии, воображения;

- развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно- следственных связей;

-развитие эмпатии и умения слушать.

Взрослому важно не только задавать вопросы, но и самому участвовать в обсуждении, не навязывая свою точку зрения.

Вот примерные вопросы, которые помогут начать вам беседу:

- как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? что в ней самое главное?

- кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? почему?

- как вы думаете, почему тот или иной герой совершает те или иные поступки?

- как вы думаете, что было бы, если бы герой не сделал такого поступка?

Сказка позволяет ребенку познакомиться ребенку с его сильными сторонами и приобрести альтернативные формы поведения, помочь ребенку в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, а взрослому - обменяться позитивным жизненным опытом с ребенком.

"Проигрывание" сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение.

Сказка также способствует развитию творческого начала в человеке. "Творчество, - как говорил Э. Фромм, - это способность человека удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта". Что, в свою очередь, обеспечивает способность принимать и создавать новое, инициативность, гибкость мышления и поведения, умение слушать себя и других, проявление себя адекватно жизненным ситуациям. Реализация творческого начала дает человеку ни с чем не сравнимое ощущение собственной уникальности, затребованности, позволяет чувствовать себя уважаемым членом общества и просто счастливым человеком.

О. Коношенко "Домашний психолог", "Эксмо" 2003

Публикации по теме:

Итоговая анкета по результатам работы Консультативного пункта «Абвгдейка» Уважаемые родители! Пожалуйста, подчеркните в анкете нужные варианты ответов и дайте необходимые пояснения. Спасибо. 1. Ваше мнение о необходимости.

Сказка как метод развития взаимоотношений. Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Немного о сказкотерапии»
Опубликовано: 5 мая 2013 в 10:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...