МААМ-картинки

Консультация для родителей «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»

Маргарита Кунцевич
Консультация для родителей «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»

ПЛАН-КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема консультации: Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе

Задачи:

1. Ознакомить родителей с ролью восприятия при подготовке ребенка к школьному обучению.

2. Ознакомить родителей с некоторыми методическими приемами развития зрительного и слухового восприятия.

3. Сообщить родителям результаты диагностики уровня развития зрительного и слухового восприятия у детей.

Публикация «Консультация для родителей „Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе“» размещена в разделах

Целевая группа: родители детей старшего дошкольного возраста.

Роль восприятия при подготовке ребенка к школьному обучению

В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Важное значение при этом будет иметь не только психологическая готовность к школе, но и формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание такими умениями обеспечивает высокий уровень обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Для этого от поступающего в школу ребенка требуется определенный уровень развития всех высших психических познавательных процессов.

Процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т. д.

Когда ребенок начинает обучение в школе, ему предстоит воспринимать и усваивать большой объем информации, в основном зрительной и слуховой. Однако сейчас все чаще педагогами и психологами поднимается вопрос о том, что младшие школьники очень часто не умеют воспринимать преподносимую информацию и "усваивать" ее. Если в школу ребенок приходит неготовым к восприятию зрительной и слуховой информации, то в процессе обучения в школе у ребенка не складывается воедино смысловой, слуховой и зрительный образ слова и предложения. В таком случае совершенно бессмысленно будет требовать от ребенка грамотного письма; ему будет сложно писать изложения, а тем более сочинения; трудности дадут себя знать в математике, где ученик не сможет понять контекст задачи и правильно решить ее; ребенку будет сложно соотнести прочитанный или прослушанный текст с наглядным материалом. Практика показывает, что многие предметы становятся для ребенка нелюбимыми по причине большого объема зрительной и слуховой информации, которую необходимо не только прочесть и прослушать, но и осмыслить.

Следовательно, важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе является то, насколько эффективно он воспринимает увиденную и услышанную информацию. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, помогая ребенку формировать правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Поэтому одна из главных задач подготовки дошкольников к школьному обучению — развитие зрительного и слухового восприятия, ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, тем эффективнее ребенок будет воспринимать в будущем учебный материал.

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Можно сказать, что восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Первыми опорными точками для будущего успешного обучения ребенка в школе является то, что он видит и слышит. Поэтому одна из главных задач подготовки дошкольников к школьному обучению — развитие восприятия всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. Ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, о конкретных объектах, и тем богаче личный опыт ребенка.

Так как восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. Если ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия в дошкольный период, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в школьном возрасте. Следовательно, задача развития восприятия и его свойств у детей дошкольного возраста приобретает первостепенное значение.

Методические приемы развития зрительного и слухового восприятия

Можно порекомендовать следующие упражнения для развития и коррекции зрительного восприятия.

Упражнения, направленные на развитие восприятия положения в пространстве, способствует развитию внимание, ориентировки в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля и т. д. Ребёнку предлагается определить правую и левую стороны на себе, определить положение предметов в окружающем пространстве (справа, слева, спереди и т. д.).

Упражнения, направленные на развитие восприятия цвета, формы и размера заключаются в том, что ребенку предлагается определять форму, цвет и размер предметов, сравнивать их, находить сходства и различия, группировать по одному из указанных признаков.

Развитию зрительно-моторной координации способствуют любимые детьми упражнения: соединения точек для получения рисунка. Вариантом этого упражнения является соединение пронумерованных точек.

Развитию восприятия фигуро-фонового различения способствуют занятия объемным конструированием из кубиков и плоскостным конструированием из геометрических фигур (разноцветные шаблоны геометрических фигур из картона, танграм и т. д.).

Развивают зрительное восприятие упражнения по анализу и копированию несложных форм изображенных фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу. Для этого на рисунке изображается только половина предмета симметричной формы (половина бабочки, половинка пирамиды, половина снеговика и т. д.). Ребенку предлагают дорисовать и раскрасить вторую половину изображения.

Для развития и коррекции слухового восприятия можно порекомендовать следующие упражнения.

С целью тренировки слухового восприятия используются различные фонограммы: запись шумов леса, города, голосов известных всем птиц, животных и т. д. Дети, прослушивая фонограмму и услышав указанный звук, должны подать условный сигнал (хлопнуть в ладоши, услышав мяуканье кошки и т. д.).

Для развития слухового восприятия и звуко-моторной координации широко используют слуховые и графические диктанты. В первом случае ребенок двигает по шахматной доске фишки в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т. д.). Вариантом этого упражнения может быть игра в классики. На асфальте мелом расчерчиваются классики на 9 или 12 квадратов, и ребенок прыгает по квадратам, следуя указаниям взрослого. Во втором случае ребенок на листе бумаги в клеточку от указанной точки, следуя по маршруту, указанному взрослым, создают какой-то рисунок (вверх на одну клеточку; на две клеточки вправо и т. д.).

Формированию речевого слуха и звукового восприятия способствует любимая и детьми, и взрослыми игра "В слова". Правила этой игры таковы: Называть слово, которое начинается со звука, которым закончилось предыдущее слово (кот — тарелка — арбуз — заяц и т. д.).

Тренировка восприятия мелодики, темпа, ритма речи выполняется с помощью воспроизведения предложенных ритмических рисунков выстукиванием, похлопыванием.

Тренировке слухового восприятия и воображения способствует "Сказка про Ухо". Ребенку предлагают закрыть глазки и представить, что услышало бы Ухо в лесу, в магазине, на улице?

Перечисленные упражнения не требуют ни длительной подготовки, ни специальных материалов. Их можно проводить и дома, и на прогулке, и в поездке, и в очереди к врачу. Однако, несмотря на простоту, эти упражнения достаточно эффективны, и помогут вашему ребенку развить слуховое и зрительное восприятие, подготовиться к восприятию учебного материала.

Публикации по теме:

Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе» «Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах методов подготовки детей.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"I часть. Теоретическая.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия и пространственного представления» К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать более пяти форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семи цветов.

«Особенности восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Развитие восприятия». Консультация для родителей Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Как сложится новая жизнь ребенка, во многом зависит от того насколько он подготовился.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные аспекты» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Для того, чтобы эффективно подготовить ребенка к первому классу школы, необходимо понимать,.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

«Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка». Семинар-практикум для родителей с детьми с ОВЗ Согласно внедрению ФГОС ДО с родителями я старюсь выстраивать партнерские отношения. Участники: родители, воспитывающие детей дошкольного.

«Это волнующее слово «школа…» Консультация для родителей о готовности ребенка к школе Школа. Как много ожиданий, волнений связывают родители и дети с этим словом. Но как правильно подготовить будущего школьника? Необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»
Опубликовано: 17 октября 2015 в 19:59
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД