Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование — одна из ведущих деятельностей дошкольника»

Наталья Назина
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование — одна из ведущих деятельностей дошкольника»

Консультация для воспитателей

«Детское экспериментирование –

одна из ведущих деятельностей дошкольника»

АНО ДО "Планета детства "Лада" Детский сад № 187 "Солнышко", Самарская область, г. о. Тольятти

Воспитатель Назина Наталья Степановна

Из опыта мы знаем, что ребята любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности. Эти качества воспитатель просто обязан всячески поддерживать и развивать.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как)

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Работа воспитателя должна строиться по принципу сотрудничества взрослого и ребенка. При таком сотрудничестве взрослый действует наравне с детьми, которые получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление. Любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию можно давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках могут жить персонажи, созданные вместе с детьми. В младшей группе это может быть «Зайчик-любознайчик», который всем интересуется; в средней – «Утенок-удивленок» или «Хрюшка-удивлюшка»; в старшей – девочка «Почемучка». Эти герои участвуют в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи или загадки юным исследователям. Вместе с героями дети составляют правила работы с различными материалами в уголке экспериментирования. Например, правила придуманные в стихотворной форме очень легко запомнятся детьми.

- Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

- Фартук друг он нам помог

И никто здесь не намок.

- Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может.

Если сыпешь ты песок

Рядом веник и совок.

- Ты работу завершил

Все на место положил.

Герои, живущие в лабораториях, становятся просто друзьями.

Материал в уголке целесообразно размещать по разделам «Почва и вода», «Звук», «Бумага», «Магниты», «Свет». Вместе с детьми придумать условные обозначения для них, что позволит ребятам быстро находить необходимые им материалы.

Организация поисково–познавательной деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами.

• Живая природа.

(характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.)

• Неживая природа.

(воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет, магнитизм.)

• Человек.

(функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов.)

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Так, например, если в младшей группе, когда проводя опыты с водой, мы знакомим детей с тем, что она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, то в старшей, подготовительной группе ребята узнают о повышении уровня воды, ее испарении, процессе конденсации, силе воды (водяная мельница, изменении объема жидкости при замерзании, фильтрование воды (разными способами).

В пособии «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) О. В. Дыбиной, Н. П. Рахмановой, В. В. Щетининой даются подробные описания экспериментов по разным темам, возрастам с перечнем программных содержаний и необходимых материалов.

Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной позволяет воспитателям легко выбрать темы, конкретные опыты, эксперименты при планировании содержания поисково-познавательной деятельности в перспективных планах.

Планируя какую-то поисково-познавательную деятельность, воспитатель должен найти привлекательный отправной момент – какое-либо событие, позволяющее поставить вопрос для исследования. Это могут быть реальные события, происходящие в данный момент (листопад, Новый год и т. п.). Это так же может быть событие специально смоделированное – внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям (магнит, коллекция минералов и т. п.). Это так же может быть событие, происходящее в художественной литературе (полет на воздушном шаре) или в жизни группы.

Отталкиваясь от событий, воспитатель ставит вопросы для исследования. Каждый вопрос обращает детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает их идеи, предположения, предлагает свою версию. Проверку идей (практические действия) ребята могут осуществлять индивидуально, парами или небольшими подгруппами.

Воспитатель может сначала сам провести демонстрационный опыт, или сразу подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой.

Познавательно-исследовательская деятельность с взрослыми ценна для развития ребенка, она придет импульс свободной самостоятельной деятельности детей, способствует их собственным изысканиям.

Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности:

Чтение художественного произведения, вводящего в конкретную тему, - затем познавательно – исследовательская деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность – затем продуктивная, продолжающая тему.

Познавательно-исследовательская деятельность, затем сюжетная игра. Это зависит от умения, творчества воспитателя.

Как бы ни планировал воспитатель работу, главная его задача научить ребенка к подготовительной группе самостоятельно:

• Выделять и определять проблему, которую нужно решить;

• Предложить возможные решения;

• Проверить эти решения исходя из данных;

• Сделать выводы в соответствии с результатами проверки;

• Применить выводы к новым данным;

• Сделать обобщения.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

Наша задача убедить родителей признать права ребенка на собственную точку зрения, прислушиваться к мнению детей, реагировать на их радости и печали, поддерживать познавательный интерес, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделает сам» - Ральф У. Эмерсон.

Поместите в родительский уголок статью «На досуге с детьми» (опыты и эксперименты, а также консультацию о том, что нельзя и что нужно сделать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию («Организация экспериментальной деятельности дошкольников» стр. 52, Москва 2005г.)

Поисковая деятельность развивает творческое самостоятельное мышление, радость самостоятельных открытий. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира», - писал Сухомлинский. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами окружающего мира.

Публикации по теме:

Фото к занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим: «Освобождение бусинок из ледянного плена»Фото к занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим: «Освобождение бусинок из ледянного плена» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование — одна из ведущих деятельностей дошкольника»
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 12:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...