Получи документы

Консультация для воспитателей «Особенности организации прогулок для старшего дошкольного возраста»

Валентина Толстопятова
Консультация для воспитателей «Особенности организации прогулок для старшего дошкольного возраста»

Современные программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов. Поэтому прогулка в старшем дошкольном возрасте обязательно должна включать решение программных образовательных задач.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности организации прогулок для старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Содержание образовательной работы в старшей группе детского сада охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Наблюдения на прогулке в старшей группе детского сада

В ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом, у старших дошкольников происходит одновременное овладение умственными и практическими действиями. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления.

Традиционно материал наблюдений в природе распределяют по временам года: осень, зима, весна, лето. Целью этих наблюдений является формирование конкретных представлений о каждом сезоне.

При проведении сезонных наблюдений в природе в старшей группе детского сада нужно закреплять представления детей о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека; учить выделять характерные признаки сезона (ветер, дождь, похолодание - осень, холодно, снег, метель - зима, солнце пригревает, день стал длиннее - весна, идет дождь, радуга, гром, солнце печет, жарко - лето); учить детей самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе: подул ветер - усилился листопад, после дождя выглянуло солнышко - появилась радуга, солнце ушло за тучку - пропали тени. При наблюдении природных явлений, детям необходимо объяснять причину их возникновения. Правильно будет приучать детей наблюдать за погодой, связывая наблюдения с их личным опытом и деятельностью: закреплять знания о том, как надо одеваться на прогулку в зависимости от погоды, какие взять игрушки, какие организовать игры.

Для успешного достижения поставленной цели воспитателю нужно продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. В наблюдения также необходимо включать знакомство с художественной литературой (например, осенью - «Четыре художника» Г. Скребицкого, «Как птицы и звери готовятся к зиме» Г. Снегирева, зимой - «Зима» И. Сурикова, «Лето» А. Плещеева и др., загадывание тематических загадок, заучивание народных примет, расширять словарный запас детей (названия месяцев, названия природных явлений). В процессе прогулки и экскурсий целесообразно проводить различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе («Найди по описанию», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист упал?» и д

В своей работе воспитатель может использовать разные виды наблюдений. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств - используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Также может быть использовано длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Результаты наблюдений должны фиксироваться в календарях, дневниках. В старшем возрасте дошкольники способны к схематическому изображению этих результатов. Календарь погоды наиболее распространен в этих целях. Его оформление должно быть удобным для заполнения детьми, условные знаки должны отражать суть фиксируемого явления природы и быть простыми в изображении.

Следующий вид наблюдений - это наблюдения за трудом взрослых: посадкой и обрезкой кустарников, уборкой снега с дорожек, сбивание сосулек с крыши и т. д. Необходимо донести до детей сведения о необходимости данных работ, приучать детей к уважению работы другого человека, бережному отношению результатам труда людей.

Наблюдения детей надо сочетать с активной деятельностью: трудом играми, опытами с природным материалом. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.

Труд старших дошкольников на прогулке.

Трудовое воспитание старшего дошкольника является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В старшем дошкольном возрасте ставится задача постепенного развития у детей интереса к труду взрослых, желания трудится, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. На прогулке эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие дошкольников в посильной трудовой деятельности. Подчеркивается общественная направленность труда, его социальная значимость, формируется уважительное отношение к людям труда. Планируя и организуя на прогулке трудовую деятельность со старшими дошкольниками, воспитатель должен обеспечить всестороннее развитие детей, помочь им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставлял им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

На шестом году жизни у детей совершенствуются навыки самообслуживания. В старшей группе расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей на прогулке : дошкольников приучают поддерживать порядок на участке (расчищать снег лопатками, сметать веничками). Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективного труда : детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, помогать товарищам, не бросать дело незаконченным, просить помощи. По окончании работы важно проанализировать результат труда. В процессе такого труда каждый ребенок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своей работы. Очень важно в процессе труда учить детей спокойно, дружелюбно и вежливо общаться, уметь контролировать свое поведение, оценивать свои действия, тактично делать замечания и правильно на них реагировать.

Детей шестого года жизни полезно привлекать к сезонной работе в огороде и цветнике детского сада: осенью дети могут принять участие в сборе урожая овощей, перекапывании огорода к зиме, сборе опавшей листвы, весной - вскапывании грядок, рыхлении клумб, летом - к подвязыванию и окучиванию, прополке растений. В старшей группе продолжается формирование навыков работы с граблями, лопатами, лейками.

В ходе трудовой деятельности педагог проводит сопутствующие тематические беседы, расширяющие знания детей о природе, о труде людей; также - закрепляются навыки и правила поведения в природе, элементарные трудовые навыки, трудолюбие. Они уже могут без направленного руководства взрослого выполнять задуманные игровые действия. Труд в песочнице теперь становится обслуживающим игровую деятельность. В зимнее время на участке дети могут выполнить такую работу со снегом для организации игр и развлечений : построить дом из снега, выкопать «берлогу», соорудить снежную крепость и заготовить «снаряды».

Особенности игр старших дошкольников на прогулке.

Игра - как одна из форм освоения детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», является важным элементом прогулки. При организации деятельности на прогулке в старшей группе детского сада планируется проведение:

- дидактических игр, направленных на развитие внимания, воображения, памяти, образного мышления, связной речи; позволяющих закрепить и расширить знания детей об окружающем мире («Что где растет?», «Что лишнее?», «Узнай растение» и др.);

подвижных игр, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества, фантазии, выдержки, смелости, стремления преодолевать трудности, умение действовать в коллективе, укрепление эмоциональных контактов между детьми, оздоровление, укрепление организма, профилактику заболеваний. Это могут быть бессюжетные народные игры с предметами (бабки, кольцеброс, кегли, элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, спортивные развлечения (упражнения) (летом - езда на велосипеде, классики; зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах). Важно, чтобы в подвижных играх участвовали все дети, в связи с этим на прогулке не стоит разучивать новые подвижные игры - это лучше делать на физкультурных занятиях;

- сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческого мышления и воображения, активности и инициативности. Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера - он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Так в старшей группе на прогулке детям можно предложить игры «Экологи», «Служба спасения» и т. п.

Структурные компоненты прогулки (наблюдения, труд и др.) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Основная задача воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Работа воспитателей с детьми на прогулке нуждается в планировании содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном планировании и организации, в процессе воспитательно-образовательной работы на прогулке заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности старшего дошкольника. Образовательная работа на прогулке в старшей группе детского сада должна быть направлена решение программных задач, на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В процессе прогулки в старшей группе детского сада должны решаться задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Эти задачи должны решаться через организацию наблюдений в природе, организацию и проведение различных игр и разнообразного труда детей, а также через самостоятельную деятельность самих детей и индивидуальную работу с ними

Публикации по теме:

Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Особенности организации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста». В настоящее время одной из наиболее.

«Роль организации прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей». Консультация для воспитателей «РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛОК В ЗИМНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ» Воспитатель – Ситникова Надежда Васильевна.

Консультация для родителей: «Дошкольное детство. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста». БуклетКонсультация для родителей: «Дошкольное детство. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста». Буклет Буклет памятка для родителей детей 4-7 лет Буклеты являются одной из форм работы психолога детского сада и школы с родителями. Буклет (англ.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры на количество и счет для детей старшего дошкольного возраста» Огромную роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, в ней заложены огромные возможности для развития мышления детей. Дидактическая.

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста» Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко.

Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для детей» Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

Консультация для воспитателей «Подвижные игры по лексическим темам» для детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей: «Подвижные игры по лексическим темам» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Овощи» Цель: – Образование.

Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни»Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни» Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению прогулок в детском саду Цели и задачи прогулки в ДОУ Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ. Цели прогулки: укрепление.

Особенности организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности организации прогулок для старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 16:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД