МААМ-картинки

Консультация для воспитателей по обучению грамоте «Развитие речи детей»

Анастасия Федорова
Консультация для воспитателей по обучению грамоте «Развитие речи детей»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 комбинированного вида»

Консультация для педагогов по теме:

Обучение грамоте детей в детском саду

Подготовила учитель-логопед

Федорова Анастасия Ивановна.

2019 г.

Публикация «Консультация для воспитателей по обучению грамоте „Развитие речи детей“» размещена в разделах

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.

Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей

• звуковому и звуко-буквенному анализу,

• подготовке руки ребенка к письму.

Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым анализом.

На первых занятиях педагог знакомит детей с понятиями о неречевых звуках (это то, что мы слышим) Уточняет, какие неречевые звуки можно услышать в городе, в лесу, в деревне, на кухне….

Затем объясняет, что люди тоже могут произносить звуки. Это – звуки речевые, их мы слышим и произносим). Звуки «живут» в словах.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это — звуки, а буквы мы видим и пишем.

В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э (здесь и далее обозначаю звуки без специальных скобок, чтобы любому взрослому все было понятно).

Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же от детей, еще не знакомых с письменной речью. Например, в слове ЯМА звуки Й, А, М, А (звука Я не существует, а в слове ЮЛА звуки Й, У, Л, А (звука Ю нет).

Если же йотированная буква встречается после согласной — ее звучание в слове меняется, и звук Й исчезает. Сравните: в слове ЁРШ звуки Й, О, Р, Ш, а в слове МЁД — МЬ, О, Т (звук Й исчез).

Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.

Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше — 42, в основном за счет мягких согласных (Нь, Пь, Ть, Вь, Сь и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными твердыми звуками обозначаются общей буквой. ( Сравните: ныть — нить, мал — мял, вол — вёл, лом — лён, лук — люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.)

Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по твердости — мягкости.

Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание, которому следует специально обучать дошкольника, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен и искажений).

Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов самоваР, шалаШ, пилоТ, гноМ и др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША — это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом, названия синтезируемых звуков, например: ЭС, О, КА, мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слово СОК.

Задача педагога — помочь детям различать звуки по их принадлежности к гласным либо согласным, а согласные, в свою очередь, дифференцировать по звонкости — глухости, а также твердости — мягкости. Последний фактор особенно важен, так как такие согласные обозначаются на письме общей буквой ( сравните: нос — нёс, сад — сядь и пр.)

Сначала дети знакомятся с гласными звуками (воздух при произнесении гласных не встречает преграды, их легко петь, можно долго тянуть).

Знакомство со звуками начинается с гласных А, О, У, Ы, Э. Сначала дети выделяют ударный гласный звук в начале слова. Детей учат интонационно выделять изучаемый звук, т. е. доказывать, что этот звук есть в слове (о-о-облако, у-у-утка, потом в конце (автобусы-ы-ы, грибы-ы-ы, в середине односложных слов (до-о-ом, ко-о-от)

Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание, которому следует специально обучать дошкольника, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен и искажений).

Затем начинают знакомить с согласными звуками (воздух при произнесении согласных встречает преграду, и соглашается с нею). Преградой для воздуха могут быть губы, зубы или язычок в разных вариантах. Обозначаются синим цветом (твердые) и зеленым (мягкие) звуки. Артикуляцию изучаемого звука необходимо уточнять на каждом занятии.

Потом дети узнают, что согласные могут быть твердые и мягкие, звонкие (состоят из голоса и щума) и глухие (состоят только из шума). Звонкость и глухость можно проверить с помощью ладони, приложив её к горлу и ощутив его дрожание, или закрыв уши руками.

Важно научить различать понятия «звук» и «буква»

Звук - то, что мы слышим и произносим, а

Буква - то, что мы видим и пишем.

Буква - это «одежда» для звука).

При знакомстве с буквой, обязательно надо разобрать, из каких частей состоит, какой формы и размера части, как расположены в пространстве. Гласные пишут красным цветом, согласные – синим (твердые) и зеленым (мягкие). Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Это работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму.

Ознакомление со словом. Бывают слова-предметы (отвечают на вопросы кто это, что это, слова-признаки (какой, какая, слова-действия (что делает, что сделал).

Знакомятся с моделированием (графическое изображение) слова с помощью полоски, учатся делить полоску на столько частей, сколько частей (слогов) в данном слове.

Потом знакомим с детей с предложением

Чтобы познакомить детей с составом предложения, попросите ребенка рассказать о предметах, которые его окружают. Объясните, что вы понимаете его, потому что он выражает свою мысль словами. Слова произносятся одно за другим, как в цепочке, и образуют предложение.

Назови, сколько слов. Вместе с ребенком возьмите две длинные полоски бумаги: одну покороче, а другую подлиннее. Придумайте короткое предложение. Например: Кошка играет. Пусть ребенок назовет количество слов в предложении и разрежет полоску на две части. Полоска будет для ребенка условной схемой.

Затем назовите длинное предложение: Серый ежик пьет молоко. Разберите его по схеме, указанной выше. Напомните ребенку, что полоску надо разрезать на количество частей, равное количеству слов в предложении.

Составь предложение. Ребенок самостоятельно составляет предложение со словами, которые называет взрослый. Например, лес, кошка, дом, мячик, цветок. Поощряйте желание ребенка назвать как можно больше предложений с одним и тем же словом.

Живые слова. Постарайтесь показать, что слова в предложении звучат (живут, стоят друг за другом в определенной последовательности. От места их расположения зависит, как звучит предложение (красиво или нет).

1. Составь предложение, в котором все слова начинались бы со звука М: Мама моет Машу мочалкой. Со звуком С: Саша сел в сани.

2. Составь предложение о рыбаках из двух слов. Теперь из трех. Из четырех слов. Начерти на листе бумаги черточки по количеству слов в предложении и громко назови каждое слово.

Основной метод обучения в работе с дошкольниками - это наглядность. Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы. Древняя пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».

Приложение.

При работе с детьми можно временно подменить одни символы (буквы) другими, которые будут легко запоминаться детьми.

Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У мы обозначаем маленьким кружком, звук А -большим, И — горизонтальной полоской, О — овалом, вытянутым по вертикали, звук Э — нижней половинкой круга. Звук Ы – трапеция.

С символами мы предлагаем знакомить детей постепенно, по мере изучения соответствующих согласных звуков: по два-три на каждом занятии в массовых группах и по одному в логопедических.

Публикации по теме:

Комплексное занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи для детей 6–7 лет с ОВЗ Комплексное занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи для детей 6-7 лет с ОВЗ «Играя, речь развиваем». Цель - расширить знания.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания» Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития личности. Ребенок черпает первые.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через художественную литературу» Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через художественную литературу» Овладение родным языком как средством и способом общения.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста на прогулке» Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста на прогулке» Будеева Валентина Павловна Муниципальное бюджетное.

Консультация для воспитателей «Развитие речи у дошкольников на музыкальных занятиях» Развитие речи детей у дошкольников на музыкальных занятиях. Речь и музыка. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего.

Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи» Мастер-класс для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи» Цель: повысить знания родителей о подготовке к обучению.

Мастер-класс для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте» Сегодня мы хотим поговорить о «Подготовке к обучению грамоте». Как показали исследования (С. В. Мухина, Л. А. Венгера) наиболее оптимальный.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей по обучению грамоте «Развитие речи детей»
Опубликовано: 14 мая 2019 в 05:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД