Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Понятие гиперактивности и ее проявления в дошкольном возрасте, причины возникновения»

Елена Коненко
Консультация для воспитателей «Понятие гиперактивности и ее проявления в дошкольном возрасте, причины возникновения»

В последние годы довольно острой становиться проблема так называемых неугомонных, невнимательных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот. Описание таких детей появились в клинической литературе уже больше полувека назад. Таких детей называли гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией, гиперактивными. Их нельзя не заметить. Они постоянно в движении, они бегают, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Детей наблюдают, пытаясь понять. Им посвящена обширная литература. Они объект научных исследований.

Публикация «Консультация для воспитателей „Понятие гиперактивности и ее проявления в дошкольном возрасте, причины возникновения“» размещена в разделах

В психолого-педагогической литературе «гиперактивность» рассматривается, как сложный психологический феномен. «Гипер…» - (от греческого Hyper - над сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действительный, деятельный».

К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо заданий. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудностями в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности : это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни т. д. В настоящее время изучены некоторые причины гиперактивности (М. Алвард, П. Бейкер, Ю. С. Шевченко и др.). В исследованиях Б. А. Ананьева, В. С. Мерлина указывается, что предпосылками к развитию гиперактивности могут быть явления раннего органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития ребенка или в первые месяцы после рождения. Другие психологи В. Вейнер, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина предполагают, что одной из причин возникновения гиперактивности является «двигательная расторможенность».

Помимо легкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции, некоторые исследователи (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, Л. С. Алексеева др.) называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а также пороки внутри семейного воспитания.

Особую роль в настоящее время приобретает проблема разработки эффективных коррекционных программ в целях преодоления гиперактивности у детей. Исследователи изучают принципы, условия, формы такой работы. Современные направления развивающей и коррекционной работы (Семенович А. В., Семаго Н. Я., Сиротюк А. Л.) опираются на принцип замещающего развития. Исследователи отмечают недостаток программ, рассматривающих проблемы развития ребенка с СДВГ в комплексе с проблемами в семье, коллективе сверстников и сопровождающих развитие ребенка взрослых, основанных на мультимодальном подходе. Несмотря на то, что проблема гиперактивности дошкольников сегодня широко изучается, на практике остаются острыми многие вопросы, связанные с организацией коррекционной работы по преодолению гиперактивности. Какие методы использовать в этой работе, как повысить усидчивость ребенка, как взаимодействовать с ним. Как предупредить развитие гиперактивности – эти и другие вопросы сегодня интересуют теоретиков и практиков дошкольного образования. Гиперактивные дети, как показывает изучение психолого-педагогической литературы, требуют особого внимания и соответственно особым образом организованной коррекционной работы.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют от него взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему это сделать. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, подобные формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Актуальность нашего исследования заключается в рациональном подборе средств и методов коррекции гиперактивности и в разработке эффективной программы коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста. Снизить данные проявления помогают игровые упражнения на развития внимания и усидчивости, пальчиковая гимнастика, упражнения по расслаблению мышц, а также дыхательные и релаксационные упражнения, аутогенная тренировка и подвижные игры.

Причины возникновения гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста

Причины возникновения СДВГ сложны и окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – наркомания у родителей, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства.

В настоящее время существуют нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития СДВГ. Однако на современном этапе исследования СДВГ считают доминирующими три группы факторов развития синдрома:

•Генетические факторы.

•Повреждение центральной системы во время беременности и родов.

•Негативное действие внутри семейных отношений.

Одной из причин возникновения СДВГ кроется в наследственности. Ученые считают, что наследуется лишь предрасположенность к СДВГ, а разовьется из этого синдром гиперактивности и дефицита внимания – вопрос в первую очередь окружающих условий и воспитания.

По результатам исследования Н. Н. Заваденко, возникновение СДВГ из- за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – в 57% случаев, негативное действие внутри семейных факторов – в 63% случаев.

Причинами раннего повреждения центральной системы во время беременности и родов могут служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные дефекты и другие. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных детей эти симптомы обычны. А. В. Семенович называет 3–4-й месяцы внутриутробного развития «критической точкой развития», в которой функциональная организация мозга кардинально меняет свои динамические и статические характеристики. По результатам многочисленных исследований, одна из самых распространенных причин отклоняющегося психического развития – родовая травма шейных отделов позвоночника (О. И. Ефимов, А. Ю. Ратнер).

Высокая частота синдрома характерна для мальчиков. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет большой резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками. Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутри семейных отношений.

Список используемой литературы

1. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст]/ Е. А. Алябьева. М. : ТЦ Сфера, 2003. 35 с.

2. Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - изд., 2-е., доп. [Текст]/ И. Л. Арцишевская. М. : Книголюб, 2005. 64 с.

3. Ахутина, Т. В., Пылаева, Н. М., Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения [Текст] Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева // Нейропсихология сегодня [Текст]/ Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1995 с. 160-170.

4. Белаусова, Е. Д., Никанорова, М. Ю. Синдром дефицита внимания гиперактивности [Текст]/ Е. Д. Белаусова, М. Ю. Никанорова// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. №3. С. 33.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Большинство родителей полагают, что для ребёнка будет лучше,.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте. Консультация для педагогов Формирование толерантности в дошкольном возрасте. Консультация для педагогов Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков,.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для родителей «Развитие интеллектуальной и творческой личности в дошкольном возрасте» Готовить ребёнка к жизни - это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности.

Консультация для родителей «Закаливание детей в дошкольном возрасте» Закаливание детей дошкольного возраста Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение.

Консультация для воспитателей «Как организовать театрализованную деятельность в старшем возрасте» Консультация для воспитателей «Как организовать театрализованную деятельность в старшем возрасте» В наше время дети рано становятся зрителями,.

Консультация для воспитателей. Развитие навыков словообразования в старшем дошкольном возрасте. Формирование грамматических категорий. Грамматика любого языка – это его построение, т. е. те закономерности, по которым в языке изменяются.

Консультация «Основные причины возникновения речевой патологии у детей» У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятными воздействиями. Основные.

Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения у дошкольников В психолoгии существуют рaзличные oпределения кoнфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму раз-ногласий,.

Консультация для родителей «Воровство в дошкольном возрасте» Воровство в дошкольном возрасте Ошибка ребенка — это родительская ошибка подготовил педагог-психолог Абрамова Ю. М. Как уже не раз говорилось,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Понятие гиперактивности и ее проявления в дошкольном возрасте, причины возникновения»
Опубликовано: 23 июня 2015 в 09:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД