Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков»

Оксана Диденко
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков»

Консультация на тему :

Развитие коммуникативных навыков в режимных моментах.

Коммуникативные навыки - это легкость установления контакта, поддержание разговора, умения слушать, умение высказать свою точку зрения, умение аргументировать и отстоять свою позицию, умение прийти к компромиссному решению.

В коммуникативном процессе обычно выделяют:

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие коммуникативных навыков“» размещена в разделах

Вербальную коммуникацию общения, которая осуществляется посредством речи.

Невербальную коммуникацию :

• Визуальные виды общения – это жесты (кинесика, мимика, позы (пантомимика, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение, пространственно-временная организация общения (проксемика, контакт глазами.

• Акустические виды общения (Акустическая система, включают в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

• Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

• Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека)

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника.

Изучая общение детей со сверстниками, выделяют характерные особенности их контактов:

Первая - яркая эмоциональная насыщенность.

Разговоры детей со взрослыми протекают более спокойно, без лишних экспрессий, тогда как разговоры со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньями, смехом. В общении дошкольников наблюдается почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций от ярко выраженного негодования до бурной радости.

Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность.

Третья отличительная особенность общения дошкольников - преобладание инициативных высказываний над ответными. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, тогда как инициативу и предложения взрослого ребенок всегда поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, предпочитает слушать, чем говорить сам.

Четвертая отличительная особенность - богатство назначения и функций общения. Общение со сверстниками значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать как можно и как нельзя делать, и контроль его действий (вовремя сделать замечание, навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так, и совместная игра (вместе решить, как будем играть, и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты).

Общаясь со сверстниками, ребенок овладевает такими коммуникативными умениями как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать, фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное).

Таким образом, в общении со взрослыми ребенок учится говорить и знать как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания, а в общении со сверстниками - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Именно процессы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками лежат в основе его развития в этом возрасте и становятся основой дальнейшего развития его личности.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Перечислим основные режимные моменты детского сада:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

2. Подготовка к завтраку, завтрак

3. Игры и детские виды деятельности

4. Непосредственная образовательная деятельность

5. Подготовка к прогулке, прогулка

6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

7. Подготовка к сну, дневной сон

8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

9. Игры, самостоятельная деятельность детей

10. Подготовка к ужину, ужин

11. Игры, прогулка, уход детей домой.

Правильно организованные режимные моменты дня имеют

большое воспитательное и педагогическое значение.

Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм

ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей

(игровой, учебной, трудовой)

и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления.

Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке:

в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке,

на прогулке и других местах.

Поэтому он имеет возможность словом, примером,

игрой активизировать и закрепить коммуникативные навыки

общения детей.

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы

(прощания, приветствия, благодарности, то ему можно подсказать

в стихотворной форме: «Вика, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба,

от слова теплого. (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать,

а во Франции и Дании на прощание говорят. (до свидания)»,

«Но давно уже от. (имя ребенка) я не слышу слова. (здравствуйте,

а слово-то какое, очень дорогое».

Основной формой организации деятельности дошкольника, обладающей большими потенциальными возможностями для формирования коммуникативных умений являются совместные игры - творческие, подвижные, дидактические, развивающие игры со взрослыми.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Игровая деятельность у детей разного возраста отличается.

Младший дошкольный возраст.

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит, будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Старший дошкольный возраст. Ролевая игра подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли.

Ссоры детей, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.

Как отмечают исследователи, дети в старшем дошкольном возрасте отдают предпочтение играм с правилами, к числу которых относятся подвижные, дидактические и развивающие игры. Игры с правилами ставят детей перед необходимостью договориться, спланировать дела, выявляют способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложняющихся обстоятельствах.

Игры с правилами становятся стимулом совершенствования у детей коммуникативных умений.

Еще более важными в развитии коммуникативных навыков являются творческие, сюжетно-ролевые игры детей.

«Действовать вместе с другим ребенком - это не так просто в возрасте трех, четырех и даже шести лет. И, хотя, распространенным мнением является то, что язык игры понятен всем детям, но оказывается нужен еще язык общения.»

Второй способ формирования коммуникативных умений детей при организации совместной деятельности взрослого с детьми - это использование детской художественной литературы в качестве мотивации к предстоящей деятельности.

Персонажи художественных произведений близки и понятны детям, так как они очень на них похожи - такие же первооткрыватели, исследователи, экспериментаторы, путешественники.

6. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации можно проанализировать с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей хорошо использовать аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», «Бармалея» и т. д.

Педагогам важно развивать в игровом объединении такие коммуникативные умения, как:

умение прямо адресовать свое высказывание сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, совместным действиям, использовать обращение типа «Посмотри сюда.» и т. п. ;

умение обратиться к ребенку по имени или по названию роли;

умение высказать предложение в приветливой форме, вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру;

способность доброжелательно выразить согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком или же, в случае несогласия, деликатно отклонить нежелательное предложение партнера, вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры;

умение выяснить удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала;

умение обратиться к партнеру как равному, не подчеркивая своего превосходства;

умение убедительно для сверстника обосновать свои предложения и поручения, объяснить целесообразность их принятия, выполнения.

В повседневном общении хорошо предлагать детям проблемные ситуации типа «Чего не знал (а) мальчик (девочка?». Каждая проблемная ситуация направлена на ту или иную группу коммуникативных умений. Тем самым у детей складывается представление, что умение общаться предполагает не только употребление вежливых слов, но и более сложных действий, которые выполняются в умственном плане.

Учимся жить по правилу: «Когда тебе обидно и хочется сказать сердитые слова, нужно замолчать на минуточку, а потом в голову придут другие, хорошие слова».

Представим для примера некоторые проблемные ситуации данного типа:

Такие ситуации вводятся педагогом не специально, не в назидание детям, а как бы «к слову», «к разговору». Это побуждает детей к воспоминаниям аналогичных фактов из своего личного опыта и к их анализу. В этих ситуациях воспитатель не дает готовых ответов, «рецептов» как нужно было бы вести беседу, он только акцентирует внимание детей, что нелепые ситуации возникают из-за отсутствия необходимых умений и знаний.

На улице было очень тепло и солнечно, поэтому у Ильюши было хорошее настроение. Он подошел к лавочке, на которой сидели незнакомые старушки и сказал: «Привет, бабушки!». Старушки посмотрели на него и ничего не ответили, только подумали: «Какой невежливый мальчик». Почему так подумали старушки, ведь Ильюша поприветствовал их? Чего не знал Ильюша?

Мама укладывала спать маленького братика Коли. Малыш долго не мог уснуть. Коля решил рассказать ему сказку про бабу Ягу, черта, Кощея Бессмертного. Неожиданно брат заплакал еще громче, он испугался. Чего не учел Коля?

Игорь услышал издалека, как воспитательница сказала : «А кто хочет рассказать мне об этом?». Игорь подбежал и крикнул: «Я». «Ну, расскажи», - ответила воспитательница. Игорь молчал, а дети засмеялись. Почему молчал Игорь?

От искусственно созданных проблемных ситуаций воспитатель постепенно переходит к анализу ситуаций повседневного общения.

Итак, формирование коммуникативных умений в партнерском взаимодействии строится на базе следующих видов детской деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.

Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

«Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

«Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье.»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

Вместо комплимента можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «красивое слово».

3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение:

Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

4. Предложите детям игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции».

«Лица» - дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое. ;

Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

«Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

«Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

«Как ты себя сегодня чувствуешь?»- ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы.

5. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме, а затем предложите игры:

«Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

«Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т. д., а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит.

7. Для развития у детей эмпатии (сопереживание эмоциональному состоянию другого человека) предложите им:

сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто сказался точнее;

«Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;

«Царевна-Несмеяна» - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру. ;

«Сравнения» - дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

8. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами:

им нужно будет ответить на жалобу малыша;

разрешить конфликт;

отреагировать на неэтичные высказывания детей.

9. Осуществляя работу с родителями, важно учитывать, что отношения в семье предполагают:

гуманные отношения между супругами в процессе общения, это на прямую влияет на взаимоотношения детей;

в итоге, гуманные отношения между детьми, являются результатом воспитательной деятельности родителей.

Публикации по теме:

Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Тема моего выступления «Формирование.

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков «Узнай по голосам» Игра способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению.

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,.

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать,.

Консультация для воспитателей «Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры» Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения,.

Мастер-класс для педагогов «Родительское собрание «Развитие коммуникативных навыков у родителей» Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Задачи: 1. Расширение возможностей.

Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности Презентация на тему : «Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности» Подготовила: воспитатель Джабраилова А. С..

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.

Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отно Цели: 1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков»
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 14:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД