МААМ-картинки

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Наталья Разведская
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с ОВЗ. Различные ограничения здоровья оказывают негативное влияние на формирование и развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Эта проблема требует комплексного подхода к организации коррекционно-воспитательной работы с учетом общих, специфических и индивидуальных особенностей детей.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Общение, является сложной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценного процесса речевого общения. При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом.

Старший дошкольный возраст – является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения. Также это – период становления и развития полноценной, гармонично развитой личности.

Выбор средств коммуникации при обучении детей с ОВЗ – одна из самых сложных и важных проблем. Условием эффективного развития вербальной коммуникации детей такой категории является усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря её коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего как уровню речевого развития детей, так и их интересам.

При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. При этом важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

В практике часто используются различные подходы для развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, которые решают определенные задачи, направленные на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми:

1. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь : увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это совмещение элементов игры и учения, переход от игр - забав через игры - задачи к учебно-познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности.

Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.

Хороводная игра «Ау!»

Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель. Развивать навыки общения, умения просить.

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Творческая игра «Рукавички»

Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

2. При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущих методов в работе по данному направлению будет, является проектная деятельность.

Цель проектов: вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект, создать условия для формирования у детей положительного самоощущения; уверенности в своих возможностях, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, планировании совместной работы. В практике используются следующие виды проектов:

-Исследовательско-творческий. Например, проект «Веселая азбука».

Цель: обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации; воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.

-Ролево-игровой. Например, краткосрочный проект «Цирк».

Цель: создать условия для формирования у детей положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, планировании совместной работы.

- Информационно-практико-ориентированный. Например, долгосрочный проект «Веселое путешествие Язычка».

Цель: познакомить детей с органами речи, их назначением; научить детей правильно выполнить артикуляционные упражнения, контролировать свои действия; формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.

-Информационно-творческий. Например, краткосрочный проект «Поющие звуки».

Цель: развивать устойчивый познавательный интерес. Создать условия для расширения представления о гласных звуках и буквах.

Итак, создавая условия для развития коммуникативных навыков в ДОУ для детей с ОВЗ, можно убедится, что ребёнок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности.

Список литературы:

1. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.

2. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : Сборник игр и упражнений. – «Книголюб» М., 2006.

3. Пазухина И. А., Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. - “Детство-Пресс”Спб., 2004.

Публикации по теме:

Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Тема моего выступления «Формирование.

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование дидактических игр по развитию речи Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через использование игр по развитию речи. Ранний возраст – это период наиболее интенсивного.

Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ "Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ". Подготовила Зозуля Надежда Владимировна, воспитатель.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников, повышения у них уровня межличностного общения,.

Проект «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Проект В старшей группе «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность». Значимость.

Развитие коммуникативных навыков как средство включения ребенка с ОВЗ в школьный коллектив Одним из главных факторов, влияющих на успешность усвоения знаний является социальная адаптированность к школьным условиям и классному коллективу.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельностиРазвитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельности Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в прцессе театральной деятельности. «Дети должны жить в мире красоты,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира Загитовна Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как.

Развитие ЭВС детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами песочной терапии с использованием камешков МарблсРазвитие ЭВС детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами песочной терапии с использованием камешков Марблс 20 апреля 2017 года состоялась XVIII научно-практическая конференция «Педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 15 октября 2017 в 23:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД