МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности»

Наталья Бартновская
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности»

Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театрализованная деятельность является важным средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности и общения детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

На сегодняшний день, вопрос о выборе методов и средств развития эмоций является актуальным. В последнее время представители различных наук (педагогической, психологической, искусствоведческой, а также педагоги практики обратили внимание на влияние «взрослого» искусства на детей. Было доказано, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости произведений искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки и т. д. и одним из средств развития и формирования эмоциональной сферы детей является театрализованная деятельность. (Работы Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Т. С. Комаровой и др.).

Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями : удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. И это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального опыта.

На существование особого, эмоционального плана театрализованной игры обращают внимание многие психологи. Они подчеркивают, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе театрализованных действий происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Так, эмоциональные проявления в поведении детей ярко обнаруживаются в момент принятия той или иной роли, развертывания собственно игровых действий, развития сюжета, на бытовую или сказочную тему.

Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализованных навыков и умений. Исходя из конкретного предметного содержания, которое является непосредственным источником детских эмоций, можно говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности :

- развитие эмоционального отношения ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;

- развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;

- развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т. д.).

Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной игре.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к театральной игре в целом и к действиям с одной или несколькими куклами или предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.

Важно отметить, что многие эмоционально окрашенные действия начинают сопровождаться речью: восклицанием, обращением за помощью к взрослому.

У эмоционально пассивных детей соответственно все выше перечисленное отсутствует совсем, либо слабо выражено. В данном случае большое значение отводится действиям педагога. Ему необходимо использовать в работе с такими детьми показ и словесные указания для освоения новых способов элементарных игровых действий с одними и теми же предметами, нацеливать детей на создание игровых ситуаций, естественно вытекающих из предметных действий и являющихся как бы их продолжением. Побуждать ребенка к активной речи, стараясь вызвать переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими образными игрушками.

Развитие эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами.

Эмоциональное отношение ребенка к игровому персонажу важно не только для развития театрализованной игры, но и для его воспитания. Практика показывает, что дети чаще всего эмоционально выражают в своих играх действия положительных персонажей, и неохотно передают образ отрицательных героев. Для того, чтобы этого не происходило важны умения воспитателя : а) неторопливо вести игру, объясняя действия отдельных персонажей; б) максимально полно развертывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнеру в соответствии с его ролью. И как итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребенка живого интереса к театрализованной игре, воображения, игрового творчества.

В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры начинают выражаться в движениях ребенка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги и т. д.

Для обогащения эмоционального опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций; чтение художественных произведений; введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.

Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процесс театрализованной игры.

Для того, чтобы дети могли совместно разыгрывать театрализованные игры необходимо учитывать ряд причин: а) может ли ребенок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т. д.

Особо следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживают тесную связь с уровнем развития театрализованной игры.

Для формирования нравственной ориентации на сверстника необходимо, чтобы педагог умел ставить и решать в процессе игры наиболее конкретные задачи: а) подбирать содержание совместных театрализованных игр, которое способствовало бы развитию разных сторон эмоционального опыта ребенка; б) обозначать моменты обязательных контактов между сверстниками, разных по степени сложности; в) идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от создания элементарных стереотипов для стимулирования эмоций к неизвестным ранее более сложным ситуациям, требующим определенного эмоционального отношения.

(по материалам Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. «Игра дошкольника» Под ред. С. Л. Новоселовой – М. Просвещение, 1989 г.)

Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей навыками, впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует речь, активизирует словарь. Кроме того, театральная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает детям эмоционально и физически разрядится.

Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, корректировать поведение ребенка, повышать его самооценку и испытывать чувство радости от своего и совместного творчества.

Список используемой литературы:

1. Э. Г. Чурилова «Методика и организациятеатрализованной деятельностидошкольников и младших школьников». – М., «Владос», 2001г.

2. Л. А. Абрамян, Т. В. Антонов, Л. В. Артемов и др. «Игра дошкольника» Под ред. С. Л. Новоселовой – М. Просвещение, 1989 г.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего.

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами игровой деятельности» Низамова Э. Х., воспитатель, МБДОУ № 423 Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Конспект занятия «Гармонизация эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста» Ход: Ритуал приветствия. По очереди друг другу положили ладошки на ладошки: «Доброго дня» Я расскажу тебе одну историю. В одной стране,.

Консультация для родителей «Всестороннее развитие личности ребенка с помощью театрализованной деятельности» Цель: Формирование представлений детей о театре как виде искусства на эмоциональном уровне. Развитие артистических способностей детей через.

Речевое развитие посредством театрализованной деятельности «Заюшкина избушка» .

Проект на тему: «Роль театрализованной игры в работе по формированию эмоциональной сферы у детей раннего возраста» Проект выполнила: Козлова Лариса Александровна Воспитатель, МБДОУ №4 Общеобразовательного вида С приоритетным осуществлением деятельности.

Консультация для воспитателей «Развитие ребенка в театральной деятельности» Новый нормативный документ «Федеральный Государственный образовательный стандарт» дошкольного образования определяет основу образовательной.

Развитие эмоциональной сферы Цель:создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала;развивать навыки эмоциональной регуляции. Ход занятия:.

Развитие эмоциональной сферы детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками»Развитие эмоциональной сферы детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками» Актуальность: В последнее десятилетие мы слышим все больше нареканий от учителей начального образования в адрес дошкольных работников по.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 17 сентября 2015 в 21:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД