МААМ-картинки

Консультация для воспитателей Упражнения на релаксацию и использование их в работе с детьми. Аутотренинги для педагов

Светлана Сорокина
Консультация для воспитателей Упражнения на релаксацию и использование их в работе с детьми. Аутотренинги для педагов

Консультация для воспитателей Упражнения на релаксацию и использование их в работе с детьми. Аутотренинги для педагов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Чухломский детский сад «Родничок»

Чухломского муниципального района Костромской области.

Консультация для воспитателей

«Упражнения на релаксацию

и использование их

в работе с детьми.

Аутотренинги для педагогов».

Публикация «Консультация для воспитателей Упражнения на релаксацию и использование их в работе с детьми, Аутотренинги для педагов» размещена в разделах

Старший воспитатель :

Сорокина С. Б.

Наша жизнь, можно сказать, состоит из эмоций. Как положительных, так и отрицательных. И нам всем с вами необходимо научиться уметь сбалансировать своё психологическое состояние и постараться научить этому умению детей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребёнку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищённости. Это в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Чувства и качества личности, связанные с эмоциями, влияют на соматическое здоровье человека. Любое эмоциональное переживание человека всегда сопровождается изменениями во всех физиологических системах организма (сердечно – сосудистой, дыхательной, мышечной, желудочно-кишечной и т. п.). Наличие позитивных чувств и качеств личности – естественный психологический ресурс физического здоровья человека.

Любой педагог и родитель хочет, чтобы ребёнок вырос с такими качествами, как:

* уверенность в себе, а не застенчивость или заносчивость и эгоизм;

* любознательность и интеллектуальная активность, а не безразличие к окружающему миру;

* уравновешенность, а не агрессивность;

* стрессоустойчивость, а не тревожность;

* целеустремлённость, мотивированность на успех, а не пассивность неудачника;

* готовность жить «в мире людей», а не страдать в нём.

Для того, чтобы воспитать у дошкольника такие важные для его жизни качества, нужно определённым способом работать с эмоциональным опытом ребёнка, создающим условия для их формирования.

Для формирования эмоциональной стабильности ребёнка важно научить управлять его своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведёт к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Что же такое релаксация?

Релаксация (от латинского – расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических тренировок.

А расслабление – это забота о самом себе, помощь самому себе, создание условий для нормальной работы всего организма, так как в процессе релаксации энергия перераспределяется, что приводит тело к равновесию и гармонии. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей.

Существует достаточно много способов расслабления.

Расслабление с помощью дыхания. Например, короткий вдох – длинный выдох; глубокий вдох с задержкой дыхания; упражнения «Певец», «Веточка», «Воздушный шарик».

Способом расслабления является и самомассаж, который помогает перераспределить энергию организма, освободиться от усталости. Упражнения : «Нарисуем на пальчиках ниточки», «Кап, кап, капает дождик», «Сорока – ворона», «нарисуем губки, бровки, щёчки» и другие.

Сопряжённая гимнастика или театр пальцев и языка способствует развитию мелкой моторики, улучшению координации движений, повышает общую работоспособность.

Визуализация – составляющая многих гимнастик и психотехник, следовательно, необходимо учить этому искусству с помощью следующих упражнений.

1. Рассмотрите в течении нескольких мгновений какой-либо предмет: апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте себе этот предмет.

2. Закройте глаза и вообразите яркий живой цветок. Возьмите его в руки и поднесите к лицу. Почувствуйте аромат.

3. Сядьте. Закройте глаза. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь и мысленно представьте себе ярко светящийся белый круг (треугольник, квадрат, яблоко, грушу). Главное, тренируйтесь и всё получится.

Музыкотерапия: для снятия психического напряжения целесообразно использовать такие музыкальные произведения, как «Сладкие грёзы» П. И. Чайковского, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, «Фантазия – экспромт» Ф. Шопена, «Аве-Мария» Ф. Шуберта, «Лунная соната» Л. Бетховена и др.

- при переутомлении и нервном истощении рекомендуются такие произведения, как «Утро» Э. Грига, «Полонез» М. К. Огинского;

- при выраженной раздражительности, гневливости – «Хор пилигримов» Р. Вагнерав, «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского;

- при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунный свет» к. Дебюсси, «Грёзы» Р. Шумана.

Танцтерапия – «Танец утят», «Лавата», «Если весело живётся» и др.

Смехотерапия – обыгрывание потешек, чтение юмористических стихотворений Ю. Мориц, б. Заходера, проведение минуток смеха, игры в смешные слова и т. д.

Ароматерапия. Её целью является управление настроением, работоспособностью, снижение уровня утомляемости, успокаивающие действие, снятие стрессовых состояний (например, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность, настойки ивы и остролиста снимают напряжение, раздражительность, ароматы лаванды и розмарина успокаивают). Чтобы проверить, подходит ли настойка ребёнку, достаточно втереть несколько капель в виски и область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.

Упражнения на релаксацию в детском саду могут быть использованы таким образом :

* на различных занятиях, могут снимать напряжение с различных групп мышц (глаза, руки, всё тело).

* в совместной деятельности.

* индивидуально, подгруппами и всей группой детей.

* особое внимание уделять упражнениям на релаксацию в старшем дошкольном возрасте.

Работу эту можно проводить по этапам:

1 этап – пропедевтический. Ребёнка учат полностью расслабляться. При этом широко используется показ и тактильная помощь. (Например, упражнения «роняем руки», «Трясём кистями», «Стряхиваем воду с пальцев», «Мельница» и др.) необходимо улавливать точную локализацию ощущений.

2 этап – обучающий. Ребёнка учат отличать мышечное напряжение от расслабления мышц, чувствовать разницу между этими двумя состояниями без фиксации внимания на дыхании (игры с шашками, песком, «Кулачки», «Пружинки», «шарики» и т. д).

3 этап – обучение мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании.

4 этап – введение «формул самовнушения», обучение детей навыкам проговаривания их про себя (с шестилетнего возраста).

При составлении комплексов для релаксации дошкольников необходимо учитывать специфику детского восприятия. В силу того, что у них хорошо развито воображение и превалирует наглядно-образное мышление, желательно, чтобы названия упражнений и их содержание носили образный характер.

Важно учитывать и возрастные особенности. Детям 5-7 лет гораздо легче расслабиться и получить удовольствие от выполняемых упражнений, если тренаж будет построен в игровой форме.

При релаксации желательно использовать тихую мелодичную музыку, которая поможет детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Если определённая мелодия постоянно сопровождает один и тот же тренаж, то организм ребёнка сам настраивается на её восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки. для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать ряд правил.

1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

3. При выполнении упражнений используются различные позы : лёжа, сидя и даже стоя.

4. Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряжённости и расслабленности.

5. При проведении релаксации целесообразно использовать комплекс определённых приё мов: контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и самовнушение.

6. Нельзя в спешке заканчивать релаксацию.

7. Внимательно следить за самочувствием и состоянием детей после релаксации : если взрослый замечает, что ребёнок испытывает страх, повышенную возбуждённость, напряжён, то надо выяснить причину и при необходимости прекратить занятия.

Релаксационные упражнения для детей

Для того, чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагогических учреждений должны обладать высоким уровнем эмоциональной культуры,

Который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоциональной чуткости, отзывчивости, подвижности, артистизма и экспрессивности. Кроме того, педагогу необходимо знать и использовать различные психозащищённые техники в сложных ситуациях, которые помогут снять рост эмоционального напряжения, дискомфорта и привести к конструктивным механизмам в педагогическом общении.

Достижение указанных целей возможно при комплексном применении приёмов аутотренинга, медитационных и релаксационных техник. Преимущество данных методов снятия психоэмоционального напряжения в их доступности, возможности применения в обычных условиях, в том, что педагог сам может отслеживать результаты.

Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.

Аутотренингом можно заниматься индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий от степени психоэмоционального напряжения педагога и колеблется от 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени.

Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.

Способы избавления от отрицательных эмоций:

* смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;

* набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно её выпить, концентрируясь на своих ощущениях;

* провести дыхательное упражнение : 3-4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);

* посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;

* слегка помассировать кончик мизинца;

* делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эффект;

* применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «моё тело лёгкое», «я уверена в себе», самовнушения («я хочу», «я смогу», «я буду»).

Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

- спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);

- физический труд (стирка белья, мытьё посуды, уборка квартиры и т. д.);

- отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);

- созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);

- контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения);

- проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксёрскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);

- танцы под музыку (причём как спокойную, так и ритмичную);

- крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);

- высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);

- смех и плач – отличные средства защиты нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).

Публикации по теме:

Использование физкультминуток на занятиях (Консультация для воспитателей) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ НА ЗАНЯТИЯХ Все виды физических упражнений – такие как подвижные игры, гимнастика,.

Использование ИКТ в работе дефектолога в МДОУ. Консультация Компьютерные игры, как новый вид коррекционно-развивающего обучения Положительные аспекты использования ИКТ в работе с детьми: Ребёнок обучается.

Консультация для воспитателей «Что такое фольклор и его применение в работе ДОУ» Слово «фольклор» в переводе с английского языка означает «народное знание», «народная мудрость. Проще говоря «фольклор», это всё, что создано.

Консультация для воспитателей ДОУ. «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками при обучении ПДД» Воспитатель Коростылева Наталья Евгеньевна Консультация для воспитателей ДОУ. Тема: "Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками.

Консультация для воспитателей «Использование инсценировок в воспитательной работе с детьми старшего дошкольного возраста» Склонность к игре, к инсценированию того или иного действия проявляется у детей в раннем возрасте. Играя с машинкой, ребенок фыркает, подражая.

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками с ОВЗ» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….»..

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» 1,2,3 слайды – Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается.

Консультация для воспитателей «Самостоятельные физические упражнения и игры на прогулке летом» Обучение детей основным движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и самостоятельности. Это значит,.

Консультация-презентация «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста» Проблемное обучение — организованный.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей Упражнения на релаксацию и использование их в работе с детьми. Аутотренинги для педагов
Опубликовано: 12 августа 2016 в 14:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД