Консультация для воспитателей «Влияние развивающей среды на эмоциональное состояние детей»

Татьяна Викторовна Ярошевич
Консультация для воспитателей «Влияние развивающей среды на эмоциональное состояние детей»

Дети очень рано начинают очень рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и очень чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённого отношения к окружающему миру, нравственные позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное развитие чувств.

I. Психологические механизмы воспитания.

Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека, как неповторимой личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека. Целенаправленное формирование личности предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии для каждого человека проекта, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Главная цель развития личности возможна более полная реализации человеком самого себя, своих способностей и возможностей, более полное самовыражение и самораскрытие. Для того, чтобы это произошло, мы должны учитывать ряд моментов и опираться на них при организации процесса воспитания.

1. Взрослые – активные соучастники и помощники в развитии личности ребёнка. Следовательно, они должны быть главными воспитателями, а не друзья, не «улица» и т. д.

2. Ребёнка необходимо включить в систему взаимосвязанных и сменяющих друг друга ведущих видом деятельности.

3. У детей необходимо формировать устойчивые учебно-познавательные интересы (иначе они будут неинтересны сами себе, т. е. интересы, направленные на познание окружающего мира.

4. Формировать и развивать мотивационно-потребностную сферу. У каждого человека должны быть цели в жизни и система убеждений и ценностных ориентаций.

Психология не даёт готовых рецептов воспитания. Педагог, используя психологические закономерности развития и становления психики, выбирает, разрабатывает и применяет соответствующие педагогические методы воспитания. При этом педагог должен учитывать, что воспитание, как любой педагогический процесс, имеет свои психологические закономерности.

Каждое действие ребёнка имеет своё внутреннее содержание, без зоркости к которому, деятельность педагога обречена на формализм. Не умея проникнуть во внутреннее содержание, действий и поступков ребёнка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, воспитатель, по-существу, работает вслепую. Ему равно неизвестны и ребёнок, на которого он должен воздействовать, и результаты его собственного воспитательного воздействия.

Личностные психические свойства ребёнка, его способности, черты характера складываются и формируются в реальных действиях и поступках, и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается.

II. Эмоциональное благополучие детей

Педагоги ДОУ должны владеть умением предупреждать возникновение и развитие негативных эмоциональных состояний детей. Факторами, обеспечивающими положительное эмоциональное сосвтояние ребёнка в группе детского сада, по определению отечественных педагогов и психологов, являются:

1. Содержание и характер общения с близкими в семье и педагогами в ДОУ.

2. Характер складывающихся отношений со сверстниками группы.

3. Достижение успеха в значимой для ребёнка деятельности.

Под эмоциональным благополучием понимается внутреннее состояние комфорта, защищённости и раскрепощенности, в котором наиболее свободно и плодотворно развиваются возможности ребёнка. Эмоциональное благополучие связано с удовлетворением ведущей социальной потребности ребёнка – потребности в общении.

Между психическим и физическим самочувствием существует тесная взаимосвязь. Важнейшим условием профилактики сердечнососудистых, неврозов является создание обстановки эмоционального благополучия в месье и детском саду.

Эмоциональное благополучие дошкольника связано с общением окружающих его людей. Доброжелательность, тёплые интонации голоса, добрые глаза и улыбка - неотъемлемая часть для психологического здоровья ребёнка. При этом у дошкольника накапливается опыт взаимоотношений, что оказывает положительное влияние на характер последующих контактов с окружающими людьми. Эмоциональное благополучие дошкольника связано с достижением им успеха в деятельности. Гордость ребёнка за личные достижения повышает его инициативу во владении навыками деятельности. Это расширяет возможности ребёнка для вступления в контакт с педагогом и детьми группы, обеспечивает более благоприятное положение среди сверстников. При неудовлетворении потребностей дошкольника в общении со взрослыми и детьми группы происходит снижение положительного тонуса, появляется пугливость, нерешительность, замкнутость или, наоборот, агрессивность. Общение со значимым взрослым помогает ребёнку организовать разнообразную интересную деятельность, наладить доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, поддержать положительное эмоциональное состояние.

В детском сообществе велико значение взаимовлияния детей друг на друга: сотрудничество детей на основе выбора веера на разнообразных положительных и отрицательных образов и принятие собственного индивидуального стиля согласования действий. Этапами выделяют:

1. Формирование своей точки зрения.

2. Выяснение точки зрения сверстников.

3. Обнаружение разных точек зрения.

4. Попытка разрешить разногласия с помощью аргументов.

Перед детьми с помощью кукол разыгрываются сценки споров с помощью кукол и даются варианты выходов из сложившейся ситуации, т. е. развивается предвидение последствий поступка, действия, поведения.

Ориентируясь на сверстника, ребёнок регулирует своё поведение, контролирует его, исходя из нравственной нормы и исправляет его, воздерживается от нежелательных поступков.

Педагоги должны свободно владеть технологиями развития игровой деятельности – это важный элемент детской субкультуры и уникальный механизм здоровьетворения растущего детского организма. Педагогам необходимо в совершенстве владеть правильной литературной речь: речь не должна быть засорена местными диалектами, бытовыми построениями фраз, в речи воспитателя должны присутствовать образцы речевого этикета, детский фольклор. Педагоги должны владеть технологией развития, планирующей и регулирующей речи детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети дошкольного возраста обычно легко запоминают слышимое, но часто механически не вдумываются в смысл услышанного. Эта особенность дошкольников может легко ввести взрослого в заблуждение относительного уровня их умственного развития. Иногда воспитатель незаслуженно восхищается ребёнком, который с лёгкостью повторяет чужие слова, не понимая их смысла, и считает неразвитым, и даже отсталым ребёнка, который хочет выразить понятое им своими словами., но не может сразу найти подходящие слова, поэтому необходимо всегда проверять, понимают ли дети то, о чём говорят. Выяснение степени понимания детьми своих высказываний – необходимое условие развития логического мышления, что является очень важным фактором умственного развития и подготовки к школе.

III. Эстетическая развивающая среда.

В первый день пребывания детей в дошкольном учреждении воспитателю следует познакомить их с тем, в каких комнатах они буду играть, осуществлять ту или иную деятельность. Педагог собирает вокруг себя малышей и предлагает им посмотреть, в каких комнатах они будут играть, кушать, спать, рисовать, лепить и т. д. Показывает им все комнаты, объясняет их назначение и использование, подчёркивая при этом чистоту и порядок во всех помещениях группы: светлые чистые стены в раздевальной комнате, красивые удобные шкафчики, на каждом шкафчике своя картинка, которая поможет малышу запомнить его шкафчик и т. д. «В этой комнате, - говорит воспитатель, как бы обводя рукой групповую комнату, - мы с вами будем играть, рисовать, лепить из пластилина, завтракать, обедать. Посмотрите, какая это большая, светлая, красивая комната, обратите внимание на красивые игрушки. А теперь мы пойдём в умывальную комнату, чтобы помыть руки – нам пора завтракать.» Постепенно, из-за дня в день, воспитатель расширяет представление детей обо всех помещениях группы, а затем и в других помещениях детского сада, где бывают дети (музыкальный зал, спортивный зал, бассейн, медицинский кабинет и др.); подчёркивает, что каждое помещение отличается по своему оформлению – оно зависит от того, что там могут делать ребята. Знакомство с детским садом следует осуществлять постепенно, помня о том, что перегрузка снижает интерес детей к окружающему. Следует не обрушивать на детей слишком много сведением о среде, окружающей их, а расширять и обогащать их впечатления постепенно. Важно также активизировать внимание детей, предоставляя им возможность самим назвать, что они увидели, зачем это нужно, что им понравилось.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Роль семьи в социализации личности ребёнка. Основным эффектом социализации является такое целостное образование как направленность личности:её ведущие мотивы,интересы,убеждения,определяющие.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Влияние развивающей среды на эмоциональное состояние детей»
Опубликовано: 7 октября 2013 в 19:30
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...