Папки-передвижки

Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста

Наташа Яковлева
Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста

Введение

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим большое значение имеет формирование элементарных математических представлений в детском саду.

Публикация «Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Актуальность данной темы можно обосновать тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность. Они необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта, поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий.

В основу исследования опыта работы положена гипотеза, согласно которой: если в ходе реализации работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений систематически проводить образовательную деятельность по ознакомлению с частями суток и временами года, то это повышает уровень усвоения временных понятий.

Методы исследования:

Теоретические - анализ, синтез и общение

Эмпирические – Наблюдение, диагностические методики, разработка системы образовательной деятельности. Особенности восприятия времени детьми среднего дошкольного возраста.

Основными задачами по выработке временных представлений в среднем дошкольном возрасте являются :

Формирование первичной практической ориентировки во времени;

Формирование чувства времени;

Ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

Формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, текучесть, периодичность, одномерность)

Выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени:

1)накопление социального опыта в различных видах деятельности;

2)художественные средства (картины, фотографии, худ. литература);

3)общественные и природные явления окружающей действительности;

4)различные модели времени.

У детей формируется понимание и правильное употребление слов, которые указывают на длительность и временные отношения (долго, скоро, сейчас, потом, раньше, слов, которые обозначают порядок протекания явлений и действий во времени (было, есть, будут). Используются любые удобные случаи в режимных моментах или создаются специальные ситуации с целью обогащения опыта ребенка по ориентировке его во времени. Например, во время проведения с детьми утренней гимнастики можно несколько раз подчеркнуть длительность и последовательность упражнений: «Сейчас мы сделаем такое упражнение…столько же времени мы будем делать следующее упражнение» и т. д. После окончания утренней гимнастики воспитатель обращается к детям с вопросами, ответы на которые требует оценивания или сравнения выполненных упражнений: «Дети, долго ли мы сегодня делали утреннюю гимнастику? А какое упражнение вы делали дольше других? Вспомните, какое упражнение мы делали вначале утренней гимнастике? Что мы будем делать после утренней гимнастики?

Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Поскольку детям известны содержание и последовательность режимных моментов в детском саду, то воспитатель, подбирая картины с изображениями разных режимных процессов, сначала демонстрирует перед детьми две первых (утренняя гимнастика и прогулка) и выясняет, что изображено на каждой из них, а потом спрашивает, что длится дольше, а что короче. После этого демонстрируется еще одна картинка – дневной сон – и спрашивается, что будет раньше – прогулка или дневной сон?

Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется в НОД на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают наблюдения, беседы, объяснения, показ, худ. слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.

Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных дидактических задач, решаемых на данном занятии. У детей средней группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения. Затем дети закрепляют свои знания о том, что делают взрослые и дети в беседах по картинкам, в сюжетно-дидактических играх и др. Малыши рассказывают, что они делают утром и в детском саду, что делают днем в детском саду, а что делают вечером дома. Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова : утро, день, вечер, ночь. Слово «сутки» в этой группе употреблять не должны.

В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова :сегодня, завтра, вчера. Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии? Внимание детей обращается на текучесть времени. Детям объясняется то, что было сегодня, постепенно отступает, а будущее постепенно приближается. Именно текучесть времени и превращает сегодня во вчера, а завтра в сегодня.

Чтобы предоставить детям возможность упражняться в локализации действий и явлений во времени, устанавливается их логическая последовательность, в этой возрастной группе на занятиях можно использовать 2-3 сюжетно связанных картинки. (показать пример, игры)

Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности.

Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц. Например, ворона ходила медленно, гусеница ползла медленно, воробей прыгал быстро, одни рыбки, плавая в аквариуме, быстро двигались, а другие медленно.

Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры :»Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову».

Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни. Педагогический опыт убеждает в том, что чем чаще, чем грамотнее воспитатель фиксирует внимание детей на времени и временных отношениях, тем раньше, а главное тем более осознанно и прочно усваиваются детьми эти знания.

При обучении детей распознаванию частей суток достаточно соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в «Программе воспитания в детском саду «рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом. Для ознакомления детей с частями суток можно использовать набор из четырех картинок, где изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки необходимо показать детям поочередно и задавать вопрос: «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить и назвать время.

Анализ показывает, что даже если слова – названия отсутствуют в словаре ребенка, это еще не означает, что у него нет представления об этих отрезках времени. Слова «день» и «вечер» заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых в данное время. «День-когда обедаем», «Вечер-когда мама за мной придет». Детям в средней дошкольном возрасте уже доступно последовательности и текучести времени, но в представлении многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета – утро. В их представлении ночью кончаются сутки, а утром – начинаются.

С целью закрепления приобретаемых детьми знаний используем различные упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия. Так, организуем с детьми рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картине и некоторыми объективными показателями (положение солнца, луны, звезд на небосводе, освещенность) помогают ребенку определить и назвать время.

При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность, отмечены следующие особенности:

-неравномерность в овладении названиями частей суток

-выделение раньше трех частей суток, которые чаще называются взрослыми, связанные с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки

-соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности

-определение последовательности частей суток, начиная с утра.

Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо признакам. Но эти конкретные признаки («Утро – когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь – когда темно, дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географического положения того или иного места.

Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность – «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни» Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, есть постоянные, имеющие место только в определенное время :это приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, после обеденный сон. Постоянные виды деятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателей времени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время их протекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.

В условиях детского сада воспитатель может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослым.

Формирование у дошкольников представлений о времени является необходимым условием математического развития дошкольников. Овладение представлениями о времени помогает детям полнее и точнее воспринимать окружающий мир, развивает у них образное и абстрактное мышление. Оно способствует совершенствованию познавательной деятельности и развитию мышления, обогащению словаря, развивает такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, точность. В среднем дошкольном возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данного возраста для определения каждой из частей суток мы должны использовать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка.

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста Само понятие «безопасность» подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту. Ребёнок.

Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста «Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста». Одной из наиболее актуальных проблем современного.

Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье.Формирование у детей младшего и среднего возраста представлений о семье. Цель работы – рассмотреть методику формирования представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Нравственное воспитание:.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Комплекс дидактических игр по формированию представлений об окружающей действительности у детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры направленные на формирование представлений о признаках времен года (весны, осени, лета и зимы, названий растений, животных.

Конспект занятия по формированию представления о частях суток во второй младшей группе «В гостях у Колобка» Цель: Образовательные задачи: Продолжать формировать представление о частях суток по содержанию собственной деятельности детей, познакомить.

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста» Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений.

Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

«Волшебная травка — целебная травка». Кукольный спектакль для детей среднего и старшего дошкольного возраста Волшебная травка – целебная травка Кукольный спектакль для детей среднего и старшего возраста. Пьеса в двух частях Участвуют куклы: Зайчиха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 19:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД