МААМ-картинки

Консультация на тему Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки

Ксения Пьянзина
Консультация на тему Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки

Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.

Публикация «Консультация на тему Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки» размещена в разделах

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны.

Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народной игрушки.

В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народной игрушки в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства как народная игрушка. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. [Флерина Е. А. Игра и игрушка. -М. ,1964,- 27с]

Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? У нас сейчас достаточно много всяких игрушек и наших детей, казалось бы, невозможно чем - либо удивить. Но объектом пристального внимания детей все чаще становится матрешка-русская народная игрушка : яркая, самобытная, не похожая ни на одну игрушку мира.

Матрёшка - это символ многодетной семьи, добра, красоты, любви. Когда мы берём в руки матрёшку, она вызывает улыбку и хорошее настроение. В разных уголках России создают эту игрушку.

Только народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

С самых ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой, но представление о ней, как о предмете истории, культуры своего народа у них, как правило, нет. Отсутствует и устойчивый интерес к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к желанию реализовать свои знания в практической деятельности. Но прежде чем приобщать детей к народному искусству, надо приобщить к нему самих педагогов, а это трудная задача. Крайне необходимо помнить о том, что за неживыми предметами, оставленными нам предками, стоят живые люди, которые не только изготовили в свое время эти предметы, но и вложили в них свою душу.

Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины.

В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушкой, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки; народными мастерами и центрами, где ее изготавливают; разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.

Для старших дошкольников традиционная народная игрушка это не только музейный экспонат или сувенир, это основа для их художественного творчества. Доступность материала, относительная легкость и несложность выполнения игрушек из глины, соломы, дерева и других традиционных материалов делает процесс художественного творчества детей интересным и полезным.

Необходимо как можно чаще использовать для воспитания у детей любви к своей Родине русскую народную игрушку – Матрешку. Это станет еще одним эффективным методом в воспитание патриотизма дошкольников. Е. Флерина, считает, что «… народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Используемая литература:

1. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности : Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей – М: Просвещение, 1996г.

2. Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.

3. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. : Паритет, 2010г.

4. Флерина Е. А., «Игра игрушка» -М. ,1964 г.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Консультация для педагогов «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» "Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре. " Народная культура является источником развития патриотических.

Консультация для родителей на тему «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре» В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Консультация для воспитателей «Формирование духовно-нравственных качеств ребенка посредством народной игрушки» Содержание: 1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО 2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫНаучный руководительк. п. н. старший.

Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством реализации проекта «Куклы». Автореферат Актуальность исследования. Начало XXI века - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, медицину,.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом» Актуальность темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.

Проектная работа по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры «Куклы» I. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы –.

Семинар-практикум «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» На титульном слайде №1 заставка с изображением природы. Вед. : Здравствуйте, гости дорогие! Оксана Анатольевна: Есть у нас такой обычай,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки
Опубликовано: 25 августа 2019 в 22:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД