Получи документы

Консультация «Этапы формирования творческого мышления на занятиях по художественному конструированию»

Анна Скляренко
Консультация «Этапы формирования творческого мышления на занятиях по художественному конструированию»

Ведение

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Публикация «Консультация „Этапы формирования творческого мышления на занятиях по художественному конструированию“» размещена в разделах

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления : благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

Первая младшая группа

На третьем году жизни у детей развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способности. Мышление у малышей наглядно-действенное, предметная деятельность является ведущей.

Внимание у малышей пока непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Формируется познавательная активность, выражающиеся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Развивается игра; она ведет к общению, а общение - к появлению партнерства: возникает конструирование "рядом". К концу третьего года жизни у детей начинается развиваться воображение как процесс внутреннего плана мышления.

В этом возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетно-отобразительной игрой, поскольку мотивам для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором игры выступает взрослый. Ребенок действует с деталями набора строителя, конструкторов, крупной геометрической мозаики; многократно сравнивает их отбирает, примеряет, ошибается и исправляет.

Вторая младшая группа

В возрасте 3-4 лет у ребенка возникает познавательная активность, заставляя его задавать многочисленные вопросы, чтобы получить новую информацию; появляется сознательное управление своим поведением; совершенствуются все психические процессы. Сверстника для ребенка- уже партнеры в практической деятельности. Развивается основная функция речи - функция общения и социальной связи. Конструируя,малыш любит комментировать свои действия. Он вступает в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми; пытается планировать свою деятельность, влиять на действия партнера, распределять в игре роли.

Конструирование уже выступает как деятельность, но оно еще тесно связано с игрой. Для этого возраста характерно активное развитие практического экспериментирования. Дети любят сравнивать строительные детали и геометрические фигуры, сортировать их, комбинировать, подбирать, открывая пир этом их физические и конструктивные свойства, придумывая свои приемы конструирования. Активно развивается детская фантазия и воображение. Ребенок пытается представить будущею постройку, начинает создавать замыслы, искать способы конструирования. Важно помочь ему в этом, так как без целенаправленного обучения воображение ребенка не станет направленным, конструирование - творческим.

Средняя группа

Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятелен и инициативный. У него активно развивается мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладеть умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремится к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования, проявляет желание овладеть тем или иными навыками и охотно упражняется в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать причинно-следственные связи, количественные, пространственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы. и особенно память.

Возрастает потребность малыша в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение. Ребенок уже может представить себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов, представляя будущее конструкции, создает замыслы, ищет способы воплощения. Правда, эти попытки без помощи взрослого не всегда дают результат. Если ребенок нервничает, когда строит, а это проявляется в обидчивости, капризности, в негативных поступках, это чаще всего говорит о том, что его желание и его возможности еще не совпадают. Он хочет построить что-то, но не понимает, как это сделать, и чаще всего теряет цель, которую ставит перед собой.

Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию конструктивных способностей дошкольника.

Старшая группа

В возрасте 5-6 лет у ребенка становится более устойчивое произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребенок удовлетворяет потребности в деловом общении. Ребенок начинает понимать позицию партнера, учитывать его настроение, желание. Дети делятся друг с другом своими знаниями, умениями, мыслями, опытом. У них проявляется огромный интерес к познанию, к получению новой информации. Возрастает интерес ребят к конструированию и ручному труду; эта деятельность становится более содержательной. Дети сознательно стремятся овладеть способами конструирования, экспериментируют, запоминают. У них формируются новые способы познания, символическая функция мышления. Дети уже способны разбираться в планах, схемах; самостоятельно делать зарисовки будущих построек, поделок. Они критически относятся к своей деятельности и к деятельности других. Стремятся занять достойное место в системе отношений со сверстниками.

Подготовительная группа

Ребенок на седьмом году жизни ощущает себя самостоятельным, знающим, умелым. Он активен, любознателен, стремится к получению новой информации,старается самоутвердиться в компании сверстников и в общении со взрослыми. Он уже способен контролировать себя, объективно оценивать свои действия и деятельность других. Его внимание произвольно, работоспособность хорошая, достаточно развиты все технические процессы. Ребенок успешно овладевает конструированием, художественным трудом. Особенно важным для него становится результат деятельности. Движения рук у ребенка 6-7 лет довольно ловкие, быстрые, слаженные, и их умелость продолжает быстро развиваться. У ребенка хорошо развита коммуникативная функция речи. Он быстро устанавливает партнерские отношения со сверстниками.

Интерес ребенка к конструированию продолжает быстро развиваться; расширяется его содержание, формируются новые конструктивные умения, возрастает способность к творчеству и изобретательству.

Ребенок понимает чертежи, схемы конструкций, разбирается в выкройках поделок, способен их сам строить. Дошкольник практически готов к учебной деятельности.

Воспитатель, работая с будущими школьниками, должен прежде всего продолжать активно развивать их память, внимание, сообразительность, потребность в получении знаний, способность к логическому мышлению и пр., поскольку именно это является залогом того, что ребенок будет учиться в школе с большим интересом и желанием.

Заключение

Доказано, что развитие творческих способностей человека лучше всего начинать с дошкольных лет. Дошкольный период жизни ребенка содержит высокий потенциал развития его мышления, воображения и творческих способностей в целом. Способность к творчеству, творческая самостоятельность и активность формируются у детей постепенно. Введение ребенка в мир художественного конструирования предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, художественных и конструктивных способностей.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения на занятиях по конструированию (из опыта работы) Конструирование в детском саду создает большие возможности для развития творческого воображения детей. Детское творчество - это деятельность,.

Мастер-класс на тему «Развитие творческого мышления и воображения» Мастер-класс на тему «Развитие творческого мышления и воображения» «Руководствуйся естественными ступенями развития подрастающего поколения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Этапы формирования творческого мышления на занятиях по художественному конструированию»
Опубликовано: 3 мая 2015 в 15:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД