Консультация «О проблеме детского упрямства»

Татьяна Удалова
Консультация «О проблеме детского упрямства»

Взрослые достаточно часто слышат от детей «Я хочу!» и, не понимая ни ситуации, ни чувств ребенка, не учитывая его реального возраста, заключают, что это избалованность или упрямство. И все таки, чем объяснить случаи, когда ребенок употребляет это выражение часто? Если ребенок избалован, то причины известны – попустительское, не скоординированное родителями воспитание, непоследовательность в требованиях. Но бывает, что родители добросовестно его воспитывают, а чадо все упрямо твердит «Я хочу!». Тогда в чем причина? Как правило, либо в очередном возрастном кризисе, либо в характере ребенка, его индивидуальных особенностях.

Родители часто обращаются с проблемой упрямства к педагогу или психологу и задача оказать, им помощь, дать необходимые рекомендации, независимо от того, что является причиной проблемного поведения – возрастной кризис или погрешности в воспитании.

Виды упрямства

ВРОЖДЕННОЕ УПРЯМСТВО

Это свойство темперамента или знака зодиака.

Одни дети рождаются упрямыми, другие — гибкими и податливыми. «Упрямые» знаки зодиака — это Телец, Скорпион, Козерог. Вот как пишет Линда Гудмен об упрямстве Тельца: «Однажды он может заявить, что не хочет ходить в детский сад, потому что ему там не нравится. И не пойдет. А если вы потащите его туда силой, будет вести себя так, что вам все равно придется забрать его оттуда. Если вы думаете, что достаточно На него накричать, пригрозить наказанием, то очень скоро убедитесь, что все стандартные родительские приемы бесполезны или, еще хуже, достигают обратного результата. Если он решит, что это ему не нужно, он будет проявлять свойственную ему настойчивость, которую вы в сердцах назовете упрямством (и будете правы)».

СИТУАТИВНОЕ УПРЯМСТВО

Ситуативное упрямство — оно бывает у всех детей.

Вдруг ни с того ни с сего ребенок начинает упрямиться. Всегда пил на ночь кефир и вдруг перестал. Что делать в этом случае? Во- первых, нужно разобраться, что изменилось, что могло стать причиной. Это мог быть и скандал, и переезд на новое место, и отъезд одного из родителей, или такое банальное предположение, что никто из его друзей не пьет на ночь кефир, или, возможно, попался испорченный, невкусный продукт. Во-вторых, необходимо попытаться объяснить и показать, что многие взрослые пьют на ночь кефир, и, чтобы быть похожим на них, нужно обязательно его выпить (и тут же самому выпить полчашки). Можно также поддержать ребенка, сказав: «Я и сам в детстве не любил пить кефир». Следующий момент — от противного: «Я сейчас выйду на минуту, а ты ни в коем случае не пей без меня». Если это ситуативное упрямство, то он без вас быстро его выпьет. Можно включить в игру кукол, зверей. Все зависит от вашего воображения и способности стереть старую информацию, заменив ее новой. Это всегда лучше, чем кричать, топать ногами или угрожать: «Если ты сейчас не выпьешь, то я отдам тебя дяде-милиционеру.»

ВОЗРАСТНОЕ УПРЯМСТВО Развитие ребенка имеет различные стадии, и одна из них - «упрямый негативизм», когда ребенок противоречит не только матери, но и себе. Этот возраст обычно наступает в 2,5-3 года, когда ребенок хочет делать так, как он решил сейчас, хотя, возможно, потом и передумает. Со стороны может показаться, что ребенок бунтует против самого себя, как будто он хочет сбросить ярмо «старого себя», хотя в это время никто на него и не давит, кроме собственной воли конечно.

В это время у ребенка начинает возникать самость, стремление все делать самостоятельно, но, так как он еще многого не умеет, появляется внутреннее напряжение. Следующий возраст — шесть — девять лет, когда ребенок уже полностью хочет выйти из-под родительской опеки, когда он уже полностью берет на себя ответственность за свое поведение и выражает неудовольствие и упрямство, когда родители его поправляют или на чем-то настаивают.

Причины упрямства. В понятие «упрямство» каждый родитель вкладывает свой смысл но, как правило, это слово употребляется с негативным оттенком. Упрямство может раздражать, злить, утомлять и огорчать родителей. Особенно тяжело, когда ребенок не считается с интересами, ни с возможностями взрослых, ни с требованиями ситуации (например, если на улице очень холодно, ребенок категорически отказывается надевать шапку).

Как было уже сказано, одной из причин упрямства может быть возрастной кризис. В процессе воспитания ребенка выделяются три таких кризиса: трех, семи лет (предшкольный) и подростковый. В эти периоды желание делать все по своему, самостоятельно столь велико, что любые действия взрослых, препятствующие этому, вызывают реакцию протеста. Девиз ребенка: «Я сам. Я не хочу!» Как будет протекать кризис, зависит не только от действий взрослых, но и от индивидуальных особенностей ребенка. Кризис может развиваться бурно и надолго затягиваться, портить отношения между родителями и ребенком. Либо он протекает тихо и спокойно, в довольно мягкой форме. Как показывает практика и многочисленные психологические исследования, возрастные кризисы проходят мягче в тех семьях, где к ребенку проявляют уважение, интересуются его мнением и время от времени предоставляют право выбора.

Особенности консультирования родителей в ДОУ по проблеме

Родители довольно часто обращаются с жалобами на упрямство ребенка к психологу детского сада. Вообще, как показывает практика, успех консультирования зависит от их желания сотрудничать. Это выражается в том, что они находят возможность прийти на встречу, рассказать о проблеме, рассмотреть ее с разных сторон, осмыслить и принять, выслушать точку зрения и рекомендации педагога-психолога, применить их в реальной жизни. Если родители сами обращаются за помощью к психологу – это значит, что видят и осознают существование проблемы. Но как показывает опыт, многие родители, обратившиеся к психологу, видят причину только в ребенке («с ребенком не все в порядке», но не видят других истоков проблемы (например, неправильное взаимодействие с ним, собственные амбиции). По видимому, в этом проявляется основная причина проблемы – неконструктивное взаимодействие родителей и детей.

Работа психолога, педагога должна строиться в направлении того, чтобы родитель принял право ребенка быть таким, какой он есть, не искал в нем недостатки, признал его позицию. Необходимо, чтобы родитель увидел весь спектр проблемы, перестал вить в ней только ребенка или себя. Следует отметить, что такую работу сложно вести с тревожными родителями, поскольку им тяжело дается осмысление ситуации в целом. Обычно они центрируют свое внимание на выделенном ими конкретном источнике проблемы (на себе или на ребенке).

В индивидуальном консультировании родителей в детском саду основным средством является беседа. С помощью нее можно прояснить детали проблемы: когда возникает упрямство, как ведут себя родители, как в дальнейшем развивается ситуация и т. д. В процессе, как правило, выясняется, что причиной негативного разрешения конфликтной ситуации могут быть действия или слова самих родителей.

Приходя на консультирование к психологу, родители зачастую ожидают от него волшебного средства и хотят; чтобы его рекомендации сработали в нужном направлении. Важно объяснить им, что при заявленной проблеме детского упрямства длительности налаживания правильного взаимодействия с ребенком зависит не только от родительских усилий, но от того, как долго существуют конфликтные отношения. Обычно дети привыкают к определенной модели взаимодействия с родителями. И когда последние начинают вести себя с ними иначе, им тяжело понять родителей и немедленно перестроиться – на это требуется время. Сколько – зависит от намерения родителей наладить с ребенком и, безусловно, от его индивидуальных особенностей.

Важно объяснить родителям, что длительность налаживания правильного взаимодействия с ребенком зависит не только от их усилий, но и от того, как долго существуют конфликтные отношения.

Подходы к упрямому ребенку.

Обычно во время приступа детского упрямства силы родителей направлены на борьбу. Зачастую родители употребляют выражение: «Я так устал (а) с ним (ней) бороться». Со стороны кажется, что между ребенком идет война. Слово «бороться» не означает конструктивного взаимодействия с целью разрешения конфликта. Во время любой борьбы всегда есть два противника, каждый из которых борется за собственные интересы, и обязательно есть проигравший и выигравший. Так получается, что в обстоятельствах борьбы сам ребенок теряется из виду и на первый план взрослый выносит ситуацию и свой эгоизм, но не чувства и причину, которые породили факт упрямства. Цели борьбы взрослого обычно таковы: «Я должен заставить ребенка понять, что родителей надо слушать», «Я докажу, что сильнее и авторитетнее». Таким образом, детское упрямство порождает взрослое, и возникает конфликт.

Итак, понятно, какие чувства может испытать взрослый при детском упрямстве. А что чувствует ребенок? Для этого нужно предложить родителям вспомнить себя в детстве, свои прежние чувства, воссоздать в памяти аналогичную ситуацию, когда чего-то хотелось, но не давали или запрещали. Важно, чтобы родитель проговорил вслух эти чувства, если ему сложно за него чувства может обозначить психолог. А после этого родителю следует вернуться в настоящее время и разглядеть собственного ребенка. Родители не всегда понимают, что дети воспринимают «борьбу» с их упрямым поведением, как «борьбу» с ними самими. При этом ребенок может переживать грусть, ненависть, обиду. Жалость, злобу и др. В этот момент он может испытывать желание действовать наперекор взрослому, ударить его, сломать что-нибудь, убежать спрятаться, заплакать. И это вполне естественно – это защитная реакция ребенка.

Что делать родителям? Необходимо перейти к взаимопониманию. Проблема, которая звучит «Как с ним бороться?» следует переформулировать на «Как мне/нам понять ребенка и научиться правильно с ним взаимодействовать?». В конфликтной ситуации запас возможностей держать себя в руках у взрослого гораздо больше, чем у ребенка. Это объясняется физиологической незрелостью некоторых структур мозга, нервной системы, несформированностью эмоционально-волевой регуляции у детей. Родитель должен подробнее расспросить ребенка, чего он хочет. Иногда ребенок не может подобрать слова, чтобы точно выразиться, тогда взрослому нужно предложить возможный список желаний ребенка, чтобы тот мог выбрать что-то из перечисленного.

После того как желание прояснилось (нет необходимости исполнять его сразу, нужно признать право ребенка на его желание. Когда мы чувствуем, что кто-то признает и принимает наши планы, мы радуемся, и у нас сразу возникает расположение, тяга к сотрудничеству и диалогу с принимающим нас человеком. Далее возможно конструктивное обсуждение планов. Желание бывает реалистичным, но осуществимым не в данный момент. В таком случае следует проговорить, когда и как это возможно, и обязательно определить «когда и как» конкретно. И конечно, договоренность с ребенком необходимо выполнить иначе у него сформируется недоверие к взрослому. Безусловно, существуют невыполнимые желания: сложно остановить ветер, срочно вызвать лето и т. д. В таком случае можно поиграть с ребенком: придумать волшебную палочку, задуть ветер в коробочку, устроить дома лето, позагорать и искупаться.

Как вести себя с упрямым ребенком

1. Предъявляйте ребенку разумные требования, соответствующие его возрасту.

2. Прежде чем обвинить ребенка в упрямстве, подумайте, не упрямитесь ли вы сами.

3. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир (хотя это и очень сложно) его глазами.

4. Представляйте ребенку, право выбора.

5. Старайтесь, не создавать ситуаций, в которых может проявиться упрямство.

6. Не используйте силовые методы – это только усугубит упрямство.

7. Не соглашайтесь с ребенком только для того, чтобы он «отстал».

8. Не забывайте хвалить ребенка.

9. Не ведите «борьбу» с ребенком: взрослый и физически, и психически крепче, так что ребенок будет в проигрыше в любом случае, выстраивайте с ним разумное взаимодействие.

10. Посвящайте ребенку больше времени и внимания, чаще играйте с ним.

11. Помните: здоровый ребенок не может везде и всюду подчиняться родителям!

Публикации по теме:

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений Современная семья и её проблемы служат объектом.

К. Д. Ушинский: к проблеме речевого развития детей На протяжении всей жизни человек овладевает языком и совершенствует свою речь. Основой этого процесса служит языковая способность, опирающаяся.

Консультация «К проблеме организации взаимодействия педагога с семьей в пространстве дополнительного образования» К проблеме организации взаимодействия педагога с семьей в пространстве дополнительного образования Данько Л. С. Ключевые слова: семья,.

Консультация для родителей «Возраст упрямства, или О кризисе трех лет» Возраст упрямства, или о кризисе трех лет. Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей.

Консультация для родителей «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия» Консультация для родителей на тему: «Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия». Все взрослые, имеющие дело с маленькими.

Опытно-поисковая работа по проблеме логического мышления РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.

Подходы к консультированию родителей по проблеме готовности ребенка к обучению в школе Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
Автор публикации:
Консультация «О проблеме детского упрямства»
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 16:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление группы детского сада
В нашей группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Дети восприимчивы к...
Конспект ООД «Жизнь диких животных весной»
Конспект разработан для детей второй младшей группы Цель: формирование представлений о жизни диких животных весной Задачи: - совершенствовать знания...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе буква [ф], звук [ф]
Цель: познакомить детей со звуком [Ф], буквой Ф. Задачи: 1. Формировать правильную артикуляцию звука [Ф], знания об акустических особенностях. 2....
Наш чудесный огород
Конкурс «Огород на окне» Мы ребята, малыши Любим мы трудиться. Вот посадили лук, чеснок, Посеяли свеклу, морковку, Салат и редиску. И петрушечки...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему...
Цель: - расширить представления о космических полетах; - познакомить с российскими учеными, стоявшими у истоков развития русской космонавтики ( К....