Виктория Васильевна Шматова
Консультация «Особенности развития игровой деятельности»
Особенности развития игровой деятельности.
Формирование игры у детей раннего возраста процесс многообразный. Сложности в том что психические механизмы не обходимы для игры, ещё не до конца развиты, а многие из них находятся лишь на начальной стадии формирования. В начале года игры детей непродолжительны, но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными.
Публикация «Консультация „Особенности развития игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы-заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Ребенок 2-3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора. Если в начале года ребенок в игре называет себя своим именем, то к концу года, как правило, он отождествляет себя с тем взрослым, действиям которого изображает.
Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить- укладывать спать). Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично: ребенок может укладывать куклу спать, потом снова кормить ее. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика, затем цепочки становятся более продолжительными, обогащается содержание игры.
Основной задачей педагога является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.
Исследователи отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства.
Одним из главных требований к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которой он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов, развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературу, одним словом –знать игру и быть творческим человеком. Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приемы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.
Педагог должен создавать условия предметно-игровой среды. В групповой комнате должны быть игрушки и различные материалы, способствующие созданию замысла; своеобразные зоны, стимулирующие ребенкак началу самостоятельных игровых действий (куклы, машинки, конструкторы, фигурки животных, игрушки на бытовые темы). Воспитатель периодически изменяет эти условия (меняет зоны, выставляет новые игрушки, следит за тем, чтобы имелся необходимый комплект предметов на определенную тематику.
Исследователи считают, что игровые зоны следует организовывать таким образом, чтобы в них было удобно играть. В группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками.
В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.
Литература:
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2013
2. Гришина Г. Н. Любимые детские игры. – М. : ТЦ Сфера, 2004