Получи документы

Консультация учителя-логопеда «Развиваем артикуляционную моторику»

Наталья Владимировна
Консультация учителя-логопеда «Развиваем артикуляционную моторику»

Консультация учителя - логопеда

"Развиваем артикуляционную моторику"

Публикация «Консультация учителя-логопеда „Развиваем артикуляционную моторику“» размещена в разделах

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

В первую очередь, уважаемые родители, предлагаем ознакомиться с правильной артикуляцией согласных звуков, которые чаще всех нарушены у детей дошкольного возраста

Звуки «С», «З» :

1. Зубы сближены на расстоянии около 1 мм;

2. Кончик языка упирается в нижние зубы;

3. Спинка языка выгнута, по середине образуется желобок, по которому идет струя холодного воздуха;

4. Звук «С» - глухой, звук «З»- звонкий.

Звук «Ц» :

Образуется в результате быстрого слияния звуков «Т» и «С».

Звуки «Ш», «Ж» :

1. Губы несколько выдвинуты вперед

;2. Кончик языка поднят к небу в форме «чашечки»;

3. Боковые края прижимаются к коренным губам, не пропуская воздушную струю;

4. Воздушная струя теплая;

5. Звук «Ш» - глухой, звук «Ж» - звонкий.

Звук «Ч»Образуется в результате быстрого соединения звуков «ТЬ» и «Ш».

Звук «Щ» :Образуется как длительный звук «ШЬ». Кончик языка поднят к передним зубам ближе, чем при произнесении звука «Ш».

Звук «Л» :

1. Кончик языка упирается в верхние зубы;

2. Боковые края языка опущены;

3. Воздух проходит по бокам;

4. Губы участия в произношении не принимают.

Звук «Р» :

1. Кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует под напором воздуха;

2. Боковые края соприкасаются с верхними коренными зубами;

Предлагаем некоторые артикуляционные упражнения, которые помогут развить артикуляционную моторику и овладеть правильным звукопроизношением.

Помните! Начинать нужно с более простых упражнений, постепенно переходя к сложным. А также необходимо упражнения выполнять сначала в медленном темпе и обязательно перед зеркалом. Ребенок должен сравнивать правильность и степень полноты выполнения движения своих и ваших органов речи.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, а лучше 2 раза в день 10 – 15 минут.

Упражнения для постановки и коррекции звуков «С», «З» :

- «Горка» - кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

«Лопаточка» («Блинчик») – широкий язык расслаблен на нижней губе;

- «Чистим нижние зубы» - языком проводить по внешней и внутренней стороне языка влево – вправо;

- упражнения со спичкой – положить на среднюю линию языка спичку (палочку, зубочистку, сжать зубы и произносить звук «С»;

- «Трубочка» - сложить язык в форме трубочки и дуть в нее. Следить, чтобы щеки при этом не надувались. Можно также дуть в трубочки разного диаметра и длины. Это упражнение помогает выработать направленную воздушную струю и силу выдоха.

Упражнения для постановки и коррекции звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» :

- «Вкусное варенье». Язык присасывается к верхней губе и делается резкое опускание языка. Должен слышаться чмокающий звук. Нижняя губа языка касаться не должна;

- «Маляр». Языком проводить взад – вперед по небу;

- «Чашечка» - широкий язык поднят кверху: а) к верхней губе, б) к верхним зубам;

- «Качели»движения языком вверх-вниз: а) к верхней — нижней губе; б) к верхним — нижним зубам;

- «Гармошка» – язык прижать к небу, как при «Грибке» и выполнять движения челюстью вверх – вниз;

- Дутье в трубочки разного диаметра и длины.

Упражнения для постановки и коррекции звука «Л» :

- «Болтушка» - быстрые движения поднятым к нёбу языком вперед-назад;

- «Почистим верхние зубы» - проводить языком по внутренней и внешней стороне зубов;

- «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика пальцем);

- «Вкусное варенье» - язык присасывается к верхней губе и делается резкое опускание языка. Должен слышаться чмокающий звук. Нижняя губа языка касаться не должна;

- «Лошадка» - щелканье языком;«Песенка» - слегка прикусив широкий кончик языка произносить слог «ла» ( песенка: «ла – ла - ла»).

Упражнения для постановки и коррекции звука «Р» :

- «Болтушка» - быстрые движения поднятым к нёбу языком вперед-назад;- «Почистим верхние зубы» - проводить языком по внутренней и внешней стороне верхних зубов;

- «Лошадка» - щелканье языком.

- «Маляр» - языком проводить взад – вперед по нёбу;

- «Вкусное варенье» - язык присасывается к верхней губе и делается резкое опускание языка. Должен слышаться чмокающий звук. Нижняя губа языка касаться не должна;

- «Грибок» - весь язык присасывается к небу и удерживается в таком положении в течение 7 – 10 секунд. Постепенно время выполнения упражнения увеличивается;

- «Гармошка» – язык прижать к небу, как при «Грибке» и выполнять движения челюстью вверх – вниз.

Таким образом, существует комплекс артикуляционных упражнений для развития органов речи. Чем лучше будет сформирована артикуляционная моторика, тем правильней будут произноситься детьми звуки родного языка. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью с целью предупреждения искажений в произношении звуков.

Публикации по теме:

Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда? Консультация для родителей Тема: «Как определить, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда? Становление речи ребенка, как известно, проходит.

Перспективный план взаимодействия с родителями детей-логопатов Пройдя по этой ссылке, можно ознакомиться с планом совместной деятельности учителя-логопеда и родителей, чьи дети посещают логопедическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация учителя-логопеда «Развиваем артикуляционную моторику»
Опубликовано: 16 января 2013 в 15:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД