Лучший педагог года

Консультирование воспитателей «Преодоление эмоционального выгорания»

елена кочеткова
Консультирование воспитателей «Преодоление эмоционального выгорания»

Профессиональное «выгорание» педагогов

В 70-е годы прошлого века ряд исследователей обратил внимание на часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагоги, врачи, работники социальных служб, психологи). Специалисты на определенном этапе своей деятельности начали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «выгорания» или «сгорания». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность «профессионального выгорания» и его структуру.

Публикация «Консультирование воспитателей „Преодоление эмоционального выгорания“» размещена в разделах

Под «профессиональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющиеся в профессиях эмоциональной сферы. В современных условиях деятельность педагога строится на условиях, вызывающих эмоциональное выгорание : обилие межличностных контактов, высокая эмоциональная ответственность, недооценка руководства или коллег, необходимость быть все время «в форме».

Современным обществом декларируется образ социально успешного человека – уверенного в себе, самостоятельного, решительного, достигшего карьерных успехов.

Профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения «выгорания». Впервые на явление «выгорания» обратили внимание американские психологи, когда в США в 60-х годах ХХ. начали появляться социальные службы помощи безработным, инвалидам вьетнамской войны и т. д. В центры реабилитации каждый приходил со своими трудностями и психологическими проблемами. От сотрудника требовалось выслушать посетителя, посочувствовать его боли, помочь советом, оказать моральную поддержку. Рабочий персонал подбирался очень тщательно, проходил хорошую подготовку, однако через некоторое время начались осложнения. Все чаще со стороны посетителей стали звучать жалобы на невнимание, равнодушие и даже грубость сотрудников. Были проведены исследования, после чего ученые заявили о существовании профессионального истощения, или «стресса общения». Термин «выгорания» ввели несколько позже, в 1976 году, - его предложила американская исследователь Кристина Маслач. Признаки «синдрома выгорания» во много напоминают симптомы неврастении, человек чувствует:

• Постоянную усталость, у него падает работоспособность

• Головную боль

• Нарушение сна

• Снижение аппетита

• Тягу к табаку, кофе, наркотикам.

Более широкий взгляд на проблему «эмоционального выгорания» дают пять ключевых групп симптомов:

1. Физические симптомы:

• Усталость, физическое утомление, истощение

• Уменьшенный или увеличенный вес

• Недостаточный сон, бессонница

• Жалобы на общее плохое самочувствие

• Затрудненное дыхание, отдышка

• Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание

• Артериальная гипертензия (повышенное артериальное давление)

• Боли в области сердца

2. Эмоциональные симптомы :

• Недостаток эмоций

• Пессимизм, цинизм, черствость в работе и личной жизни

• Безразличие и усталость

• Раздражительность, агрессивность

• Тревога, неспособность сосредоточиться

• Чувство вины

• Потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив

• Увеличение деперсонализации – своей или других (люди начинают восприниматься безликими, как манекены)

3. Поведенческие симптомы:

• Во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть

• Безразличие к еде

• Отсутствие физических нагрузок

• Частое употребление табака, алкоголя, лекарств

4. Интеллектуальное состояние:

• Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе

• Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем

• Безразличие к новшествам, нововведениям

• Отказ от участия в развивающих экспериментах

• Формальное выполнение работы

5. Социальные симптомы:

• Нет времени или энергии для социальной активности

• Уменьшение активности и интереса в области досуга

• Социальные контакты ограничиваются работой

• Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе

• Ощущение изоляции, непонимания окружающих и со стороны окружающих

• Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Стадии синдромы «профессионального выгорания» педагога:

Начальная стадия – у педагога наблюдаются сбои на уровне исполнения функций, забывчивость; из-за боязни ошибиться, это сопровождается дополнительным контролем и проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности

Вторая стадия – снижение интереса к работе, потребности в общении («не хочется никого видеть», «в четверг ощущение того, что уже пятница», появление апатии и соматических симптомов (нет сил, энергии, головные боли по вечерам, простудные заболевания, повышенная раздражительность)

Третья стадия – личностное «выгорание»; полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Пути к профессионализму и преодолению профессиональной дееспособности педагогических работников (А. К. Маркова)

Предполагаемый путь Сущность выбора

Самоопределение себя в профессии Педагогический работник осознает себя в профессии, учитывая выработанные критерии профессионализма, требования к профессии

Самоопределение себя как личность Педагогический работник определяет себя как личность, осознает свои сильные и слабы стороны

Самоопределение себя в социума Педагогический работник определяет себя относительно выработанных в обществе критериев принадлежности к определенной сфере человеческих отношений, определенному социальному кругу

Структура мероприятия:

1. Заполнение воспитателями опросника «Эмоциональное выгорание»

2. Введение в проблему (теоретическое выступление с демонстрацией презентации)

3. Практические задания для профилактики эмоционального выгорания (по трем основным направлениям работы)

- «Плюсы работы в дошкольном учреждении» /самоопределение себя в профессии, повышение мотивации/

- «Расшифруй имя» /самоопределение себя как личности/

- «Похвались» /самоопределение себя в социуме/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ»Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ» Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультирование воспитателей «Преодоление эмоционального выгорания»
Опубликовано: 11 сентября 2020 в 10:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД